ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Одесских вундеркиндов зовут за рубеж уже со школьной скамьи
03.03.2015 / Газета: Вести / № 38(438) / Тираж: 350000

Проблемы образования в Украине толкают выпускников школ и вузов искать себе применение за границей

Одесские педагоги бьют тревогу — немного подзабытое понятие «утечка мозгов» вновь становится реальностью. Причем за рубеж готовы забирать уже не только готовых специалистов, но даже перспективных студентов и школьников.

БЕЗ СТИПЕНДИИ

В ноябре 2014 года был опубликован новый список школьников и студентов, которые в этом году получат стипендии президента за достижения в учебе. Неплохую прибавку (около 1100 грн) к стипендии получили 150 студентов, а также 120 школьников. Из числа последних семеро — одесситы. Однако каково же было удивление педагогов, когда в этом списке не оказалось к примеру... призера международной олимпиады по физике, по всем правилам подходящего под критерии.

В ответ на справедливое недоумение в Министерстве образования ответили: «Те призеры олимпиад и МАН, которые получали президентские стипендии, не будучи победителями этих конкурсов, получили их из-за того, что победители, которые шли выше их в таблицах результатов, уехали за границу и лишились права на стипендию президента Украины».

Официальной статистики подобных отъездов ни в Одессе, ни в Киеве не ведут. Однако преподаватели признают — отказывается от заманчивых предложений в лучшем случае каждый второй. «Многие представители одаренной молодежи хотят реализовать себя в научной сфере, однако, в нашей стране научная деятельность не приносит молодым ученым высокого дохода. В связи с этим некоторые из выпускников вынужденно склоняются к другим специальностям. Те же, кто не хочет изменять своего выбора, часто поступают в иностранные вузы, после которых они могут работать в другой стране и с высокой вероятностью иметь вполне неплохой доход», — рассказывает педагог Дмитрий Жданов.

В ВУЗ ЧЕРЕЗ ОЛИМПИАДУ

Многие одесские школьники действительно не против получить высшее образование за рубежом, но, как правило, оно стоит гораздо дороже украинского. Только в одной Одессе существует более десятка организаций, предлагающих услуги по выезду на учебу за границу. Однако, по словам педагогов, максимум, чем такие конторы могут помочь, это подыскать грант в иностранном вузе и помочь с переводом документов.

Абсолютно другое дело — участники международных конкурсов и олимпиад. Им предложения иногда делают сразу после соревнований. Так на международных олимпиадах по программированию постоянно есть представители крупнейших мировых компьютерных компаний. Они готовы брать перспективную молодежь к себе и даже полностью оплачивать высшее образование.

В то же время председатель совета ректоров области Сергей Степаненко оценивает количество выезжающих в 5% от количества всех выпускников Одесской области: «Сейчас существует масса форм взаимодействия с зарубежными вузами, при которых не нужно никуда уезжать. Грант можно разрабатывать и дома, а работать в иностранном научном учреждении можно дистанционно».

В то же время преподаватели признают — если в ближайшее время ситуация кардинально не изменится, мы можем не вернуть даже тех, кто уезжал на учебу на время. «Преподаватель украинского вуза — это лягушка в молоке: или взбивай масло международных проектов, или тони в коррупции. Зарплата профессора в 100 долларов в месяц — это грустно, стыдно и смешно», — считает преподаватель ОНУ Владимир Немерцалов.

Мнение «за»: заграница лучше

Ольга Афтеньева, студентка МФТИ

По результатам олимпиады «Физтех», которую проводили в Киеве, Ольгу приняли в престижный московский вуз автоматом: «Главная беда украинских вузов — это неправильно построенный учебный процесс. В результате заинтересованность собственно в самом процессе, у всех его участников нулевая. Зачастую мотивация студентов и преподавателей — это зарплата, корочка и стипендия, а не знания и возможность потом их применять. Всеукраинские олимпиады дают при поступлении в вуз от 10 до 30 дополнительных баллов. Но если человек дошел до всеукраинского уровня, есть ли ему смысл поступать в украинские вузы, если его возможности рассчитаны на нечто большее?»

Тамерлан Саидов, преподаватель Технического университета Эйндховена

Тамерлан Саидов уехал в Нидерланды после получения степени кандидата наук по физике в ОНУ им. Мечникова: «Мои мотивы уехать были сугубо экономическими. Да, собственно, с моего курса практически все уехали за границу, ведь в Европе уровень теоретических знаний, которые дают наши университеты, действительно ценится. Отрасль прикладной физики в Украине сильно хромает, в то время как в Нидерландах, например, это передовая отрасль. Если бы я мог жить в Одессе и получать ту же зарплату, что здесь, я бы, наверное, так и делал. Но в Украине перспектив у экспериментальной физики — попросту никаких».

Мнение «против»: выбрали родину

Борис Чубин, ученик Приморского лицея

В свои 16 лет Борис является автором нескольких изобретений и проектов. Ему поступали предложения от нескольких школ в Европе, однако он решил продолжить учиться на родине: «У нас обучение построено по принципу: сиди молча и учи. В Европе — на исследованиях и проектной работе. Однако, я научился развиваться отдельно от школы и смогу реализоваться здесь, дома. Сейчас я учусь заочно в колледже при Юридической академии, после 11 класса я буду студентом второго курса. Там работает образовательная программа Erasmus+, которая позволяет слушать лекции иностранных преподавателей. Кроме того, программа предусматривает международные стажировки и летние школы».

Владимир Немерцалов, доцент кафедры ботаники ОНУ им. Мечникова

Биологу Владимиру Немерцалову поступают предложения работы из многих стран мира, однако о переезде он не думает: «Мы работаем по зарубежным грантам в Украине, мои коллеги регулярно ездят на стажировки в гербарии и лаборатории всего мира. Однако у меня большая и дружная семья: оптимальный для меня вариант — работать «там», а жить «тут», поскольку современные технологии позволяют мне работать удаленно. Мои одноклассники и однокурсники, которые уехали и живут за границей, также вовлечены в борьбу за выживание, как я здесь, но поддержка родных и близких в их случае становится дистанционной. К тому же, для любого ученого его научная школа — собеседники, учителя и ученики, то есть люди, которые его понимают, — это уже повод остаться».

Автор: Александр Гарматенко , Валерий Болган


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту