![]() |
|
![]() |
![]() |
Одесские перевозчики добились повышения тарифа до 5 грн, однако, по их заявлениям, и он не сможет обеспечить полноценную работу одесских маршруток. Как сдержать цены?
Сегодня в Одессе в силу вступит новый тариф на проезд в городских маршрутках. С трех гривен он поднимется сразу до пяти. Перевозчики мотивируют подъем тарифа тем, что за последнее время значительно увеличилась стоимость топлива и запасных частей и 3 гривны уже не в состоянии покрыть расходы.
Однако и новый тариф, по мнению перевозчиков, не выход, и ситуацию может изменить лишь тариф в 9–10 гривен за проезд. «Вести» опросили экспертов о том, какие механизмы могут смягчить экономическое давление на городской транспорт и сохранить тарифы хотя бы на уровне 5 гривен.
Вариант №1. Единая транспортная сеть
Один из вариантов, которые озвучивают практически все специалисты, формирование единой транспортной структуры для всех перевозчиков с диспетчерской службой и ее администрирование с помощью GPS. Это позволит перераспределять количество автобусов в зависимости от грузопотока.
В целом на городских линиях может работать и меньшая численность автобусов. При этом их можно объединить в единый график с электротранспортом. А в маршрутах, проходящих через ж/д и автовокзал, учесть и прибывающий из пригорода пассажиропоток.
«Все это позволит оптимизировать пассажироперевозки и увеличить наполняемость городских маршруток», — считает директор центра «Экономинформ» Георгий Хаскин. Первый эксперимент по совмещению расписания троллейбусов и маршруток уже проводится на маршруте №9.
Вариант №2. Большие автобусы
На большинстве маршрутов проблему могут решить автобусы большой вместимости. «На данный момент в городе уже осуществляют перевозки пассажиров два автобуса, арендованные у берлинского автопарка. Еще 63 автобуса мэрия планирует взять в аренду в ближайшее время», — заявил директор КП «Горэлектротранс» Дмитрий Жеман.
Всего город планирует пустить 200 единиц техники из берлинского автопарка. При этом несмотря на то, что в среднем автобусам восемь-девять лет — их комфортабельность, по словам чиновников, значительно выше. А вот расход топлива примерно такой же, как и у эксплуатируемых в Одессе «Богданов» и «Эталонов».
Вариант №3. Централизованные заправки
Одним из вариантов решения, успешно работающим в крупных городах по всему миру, является централизованная закупка топлива для городского транспорта. Оптовые цены как правило ниже и это может дать существенную экономию. «Разброс цен на солярку по городу сильно отличается. И иногда, чтобы сэкономить, по всему городу ездить приходится. При баке в 100 литров — экономия существенная может быть», — рассказывает водитель 221-го маршрута Сергей.
В то же время маршрутчики жалуются — хозяева иногда заключают договоры с определенными заправками, которые далеко не самые дешевые.
В тему В Николаеве маршрутки не вышли на рейсы
Однако этот вариант по душе не всем: «Это долгий и трудоемкий процесс, а выигрыш составит 1 грн за 1 л при наличной оплате за топливо перевозчиками. А при введении талонов цена за литр будет больше, чем у частников — в стоимость топлива придется закладывать и инфляцию», — считает член транспортной комиссии горсовета Андрей Жданов.
Вариант №4. Монетизация льгот
Одна из болевых точек, на которую постоянно указывают перевозчики — льготники. Одним из вариантов решения может стать монетизация льгот (выплата компенсации вместо бесплатного проезда). Вопрос уже активно рассматривается на уровне местных советов, однако без решения Кабинета министров провести процедуру пока не возможно.
Вариант №5. Электронный билет
Проблема, о которой говорят не только перевозчики, но и пассажиры, остается — черная касса. Проезд в маршрутках оплачивается при выходе, а билет как правило никто не берет. Решить вопрос может какой-то аналог проездного билета, который бы продавался централизованно. «Перевозчики заинтересованы в полном сборе средств и введение электронного билета позволит создать белую кассу», — считает глава профсоюза транспортников Одесской области Владимир Чечеткин.
Его приобретение позволит получать необходимую сумму сразу и закупать по текущему курсу доллара топливо и агрегаты, оплачивать коммунальные услуги и зарплату сотрудникам. Несмотря на то что перевозчики положительно смотрят на это новшество — этот вариант уже пару лет фактически застыл на стадии проекта.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.010Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |