![]() |
|
![]() |
![]() |
В Украине весной 2014 года повышены цены и тарифы на жилищно-коммунальные услуги: с 1 мая — на газ; с 1 июня — на электроэнергию; с 1 июля — на водоснабжение и водоотведение, с начала отопительного периода — на отопление и горячую воду.
В связи с увеличением размера оплаты за жилищно-коммунальные услуги и государство, и городская власть предусмотрели механизмы социальной поддержки граждан в условиях повышения цен и тарифов.
Каковы основные виды социальной поддержки жителей города в условиях повышения цен и тарифов? Это:
I. Льготы отдельным категориям граждан согласно социальному и профессиональному признакам.
По состоянию на 1 февраля 2015 года на учете в Едином государственном реестре лиц, имеющих право на льготы, состоит более 137 тысяч человек, которые пользуются ими на жилищно-коммунальные услуги в размере от 25 до 100% в пределах социальных норм, в том числе:
- 32,5 тыс. ветеранов (4,2 тыс. инвалидов войны — 100-процентная льгота, 10,6 тыс. участников боевых действий — 75%, 10,1 тыс. участников войны, 7,4 тыс. членов семей погибших — 50%);
- 87,3 тыс. детей войны (25-процентная льгота);
- 2,7 тыс. лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы (50%);
- 9,4 тыс. ветеранов воинской службы (50%);
- 2,6 тыс. многодетных семей (50%).
Министерством социальной политики Украины разработан механизм реформирования системы льгот, который предусматривает три направления реформ:
- сокращение неэффективных льгот, которые предусматривались действующим законодательством, но не имели практического применения;
- адресность предоставления льгот;
- усиление социальной справедливости при предоставлении льгот.
Принятие 28 декабря 2014 года Верховной Радой Украины Закона Украины «О внесении изменений и признании утратившими действие некоторых законодательных актов Украины» — первый этап оптимизации льгот.
Большинству лиц, которые имеют право на льготы за жилищно-коммунальные услуги, с 1 июля 2015 года льгота будет предоставляться при условии, если размер среднемесячного совокупного дохода семьи в расчете на одного человека за предыдущие шесть месяцев не превышает величину дохода, который дает право на налоговую социальную льготу.
Эти изменения коснутся следующей категории лиц: тех, кто пользуется льготами в соответствии с Законами Украины «О милиции», «О библиотеке и библиотечном деле», «О музеях и музейном деле», «О защите растений», «Об образовании», «О культуре», ст. 77 Основ законодательства Украины о здравоохранении, потерпевших вследствие Чернобыльской катастрофы III категории, участников войны, лиц, на которых распространяется действие Закона «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной зашиты», лиц, которые имеют особые заслуги перед Родиной, жертв нацистских преследований, детей войны, многодетных семей.
Департаментом труда и социальной политики Одесского городского совета рассмотрен проект постановления Кабинета министров Украины «Об утверждении Порядка предоставления льгот отдельным категориям граждан с учетом доходов семьи», внесены предложения по усовершенствованию указанного Порядка.
Для надлежащей организации работы по предоставлению с 1 июля 2015 года льгот с учетом доходов департаментом труда и социальной политики Одесского городского совета в проекте бюджета развития на 2015 год запланировано приобретение компьютерной и офисной техники.
II. Субсидии на жилищно-коммунальные услуги — государственная программа, которая работает с 1995 года.
Порядок предоставления субсидий на жилищно-коммунальные услуги определен постановлением Кабинета министров Украины от 21.10.1995 г. № 848 «Об упрощении порядка предоставления населению субсидий на возмещение расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого бытового топлива». Неоднократно в указанный Порядок вносились изменения и дополнения.
Последние изменения внесены постановлением Кабинета министров Украины от 6 августа 2014 г. № 409 «О внедрении государственных социальных стандартов в сфере жилищно-коммунального обслуживания», которое вступило в силу с 1 октября 2014 года и существенно изменило законодательство о назначении и расчете субсидии, обеспечило соблюдение принципа социальной справедливости при предоставлении льгот и субсидий:
* введены новые социальные нормы и социальные нормативы (социальные стандарты) использования жилищно-коммунальных услуг для назначения субсидий и предоставления льгот населению.
Предлагаемые социальные стандарты максимально приближены к фактическому потреблению жилищно-коммунальных услуг:
- увеличены социальные нормы для предоставления субсидий на оплату услуг по содержанию дома и придомовой территории, теплоснабжения и потребления электроэнергии;
- уменьшились социальные нормы потребления газа, холодной и горячей воды.
* Упрощена процедура оформления субсидии:
- субсидия назначается не на семью, а на «домохозяйство». Это означает, что если раньше оформить субсидию мог владелец жилья, на которого открыты лицевые счета по оплате жилищно-коммунальных услуг по месту регистрации, то теперь субсидия назначается одному из зарегистрированных членов домохозяйства, на которого открыты лицевые счета, независимо от того, является он собственником жилья или нет;
- для лиц, которые состоят в браке, но зарегистрированы и проживают отдельно, субсидия назначается на социальную норму жилья, т.е. на 48,87 кв. м общей площади жилья на одного человека. До этого субсидия в таких случаях назначалась только на 21 кв. м без учета 10,5 кв. м на семью;
- отменен перерасчет суммы субсидии по фактически потребленной услуге. Это значит, что сумма субсидии, которую органы социальной защиты населения перевели на лицевой счет гражданина в организации, поставляющие услуги, и не использованная домохозяйством вследствие экономии данного вида услуги остается на счетах получателя субсидии и учитывается как оплата обязательного платежа домохозяйства на следующий период. Раньше неиспользованные вследствие экономии средства возвращались органам социальной защиты населения;
- отменено положение об уменьшении процента обязательного платежа семьи, которое проводилось из расчета фактически использованных семьей коммунальных услуг, учитывая вышеуказанное нововведение о том, что средства, перечисленные в виде субсидии, но не использованные вследствие экономии, остаются на счетах получателя субсидии и могут использоваться им как оплата обязательного платежа па следующий период;
- при расчете субсидии для трудоспособных лиц, которые зарегистрированы в квартире (доме) и декларируют отсутствие доходов или доходы которых меньше прожиточного минимума, доход будет учитываться на уровне прожиточного. Раньше при расчете субсидии для таких граждан учитывался доход на уровне 50% от необлагаемого налогом дохода граждан (17 грн);
- отменено положение о назначении субсидии на большую, чем санитарный норматив, площадь жилья.
* Разработан новый механизм расчета обязательной доли (части) платежа (рассчитывается отдельно для каждого домохозяйства в зависимости от дохода).
С целью повышения социальной поддержки жителей города и проведения информационно-разъяснительной работы распоряжением городского головы от 29 июля 2014 г. № 662 создана комиссия по координации деятельности относительно предоставления жителям города Одессы жилищно-коммунальных услуг в условиях повышения цен и тарифов и утвержден соответствующий План мероприятий, которым предусмотрено проведение широкой информационной работы.
Благодаря информационно-разъяснительной работе, координации деятельности всех организаций и учреждений, задействованных в процессе назначения жилищно-коммунальных субсидий, на протяжении 2014 года за назначением субсидий обратилось 19,3 тыс. жителей города (в 2013 г. — 15,6 тыс.). Пользовались субсидиями на жилищно-коммунальные услуги (на 1 января 2015 года) 9903 семьи города — на 1491 семью больше (15%), чем на такой же период прошлого года.
На 1 февраля 2015 года количество пользователей субсидией составило 10874 семьи (на 2063 семьи, или на 23% больше, чем на аналогичную дату 2014 года — 8811 семей). Наибольший рост получателей прослеживается по Суворовскому (3295 семей на 1 февраля 2015 г.) и Киевскому (3088 семей на 1 февраля 2015 г.) районам города.
В связи с изменениями в законодательстве с начала отопительного периода 2014 — 2015 годов значительно увеличилось количество обращений за назначением субсидий, по сравнению с отопительным периодом 2013 — 2014 годов.
Объем бюджетных назначений в 2014 году на выплату субсидий составил 16,6 млн грн. Перечислено средств на оплату жилищно-коммунальных субсидий (на 1 января 2015 года) на сумму 13,2 млн грн, что почти на два млн грн больше, чем в 2013 году. Задолженность по оплате субсидий на 1 января 2015 г. составляет четыре млн грн (начисления за декабрь).
В связи с увеличением количества получателей субсидии и увеличением тарифов на жилищно-коммунальные услуги значительно увеличилась сумма назначений субсидии на жилищно-коммунальные услуги. Так, сумма назначенных субсидий в октябре 2014 г. составила 0,6 млн грн, в ноябре 2014 г. — три млн грн, в декабре 2014 г. — 4,4 млн грн, в январе 2015 г. — 4,9 млн грн.
Увеличился и средний размер субсидии: если в декабре 2013 г. средний размер субсидии составлял 160 грн, то в декабре 2014 г. — 443,17 грн.
Комиссией по назначению субсидий в порядке исключения на протяжении 2014 года назначены субсидии 2035 семьям (на 271 больше, чем за аналогичный период 2013 года). При этом увеличилось количество назначения субсидий как не собственнику жилья — 473 семьи (в 2013 г. — 304), при наличии членов семьи, которые официально не работают, — 274 семьи (в 2013 г. — 178).
С целью упорядочения норм законодательства, которое регулирует вопросы назначения субсидий и предоставление жилищно-коммунальных услуг, Министерством социальной политики Украины разработан проект постановления Кабинета министров Украины об утверждении нового Положения о назначении жилищных субсидий, который полностью меняет подход к определению права на субсидию, механизм назначения и определения граничной нормы оплаты жилищно-коммунальных услуг.
III. Компенсации дополнительных расходов на оплату коммунальных услуг (газоснабжение, централизованное отопление, централизованное снабжение горячей водой).
Постановлением Кабинета министров Украины от 5 апреля 2014 г. № 83 «Об усилении социальной защиты населения в условиях повышения цен и тарифов на коммунальные услуги» утвержден Порядок назначения и предоставления населению компенсации дополнительных расходов на оплату коммунальных услуг в условиях повышения цен и тарифов на услуги газоснабжения, центрального отопления и центрального снабжения горячей водой, который вступил в силу с 1 июля 2014 года.
К сожалению, данный вид помощи не получил распространения среди населения. Так, согласно данному Постановлению право на компенсацию оплаты коммунальных услуг (газоснабжения, центрального отопления и центрального снабжения горячей водой) имеют семьи, у которых среднемесячный совокупный доход (за предыдущие шесть месяцев) не превышает величины прожиточного минимума для семьи (в среднем 1190 грн на человека), а минимальная заработная плата и минимальная пенсия превышают указанный размер.
С июля 2014 года по февраль 2015 года за назначением компенсации обратилось 189 семей. Назначена компенсация 100 семьям на сумму 82,6 тыс. грн,
76 — отказано в связи с тем, что доход семьи превышает прожиточный минимум для семьи, 13 обращений находятся в работе.
IV. Адресная муниципальная помощь на погашение долгов по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Согласно Городской целевой программе предоставления социальных услуг и других видов помощи незащищенным слоям населения города Одессы на 2014 год, в 2014 году предоставлена одноразовая адресная муниципальная помощь на погашение по оплате жилищно-коммунальных услуг 577 гражданам на сумму 533,9 тыс. грн (средний размер 900 грн).
Городской целевой программой предоставления социальных услуг и других видов помощи незащищенным слоям населения города Одессы на 2015 год на выплату указанной помощи предусмотрено 1 млн грн (средний размер 2000 грн).
Для поддержки сотрудников бюджетной сферы, которые по расчетам не имеют права на субсидию и компенсацию, впервые в 2015 году Городской целевой программой предусмотрено 250 тыс. грн на предоставление одноразовой муниципальной помощи на оплату жилищно-коммунальных услуг 500 сотрудникам.
Департамент труда и социальной политики Одесского городского совета.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |