![]() |
|
![]() |
![]() |
В среду, 25 марта, в Одессе прошло важнейшее событие — депутаты горсовета приняли главный документ города — Генеральный план развития Одессы до 2031 года, Генплан, об который сломали зубы несколько сменяющих друг друга мэров. В принципе, важность этого события переоценить нельзя — именно по этому документу, состоящему из пяти томов и сотен графических материалов, предстоит жить, застраиваться, развиваться нашему городу. Для того чтобы Генплан был принят, понадобилось ровно… десять лет.
ГЕНПЛАНОМ ПО СЕРДЦУ
Да, еще в 2005 году городское руководство, возглавляемое тогда Эдуардом Гурвицем, озаботилось тем, что город живет без Генерального плана. Предыдущий, еще советский Генплан был утвержден Советом министров УССР в 1989 г. с расчетным сроком как раз до 2005 года, так что к тому времени в городе возникла острая необходимость в определении новых направлений развития, застройки и другого использования территории Одессы. (Стоит отметить, впрочем, что из-за развала СССР и последующей затем перманентной нищеты девяностых годов практически все пункты, заложенные в советском Генплане, так никогда в реальность и не воплотились. Чего стоит лишь одесский метрополитен, к строительству которого советские метростроевцы должны были приступить, согласно проекту, в начале-середине 1990-х!)
Итак, с 2005 года и начинается многострадальная эпопея нового одесского Генплана. Его разработку поручили признанным специалистам — киевскому научно-исследовательскому институту проектирования городов «Гипроград» («Діпромісто»). На счету этого НИИ — генпланы всех областных центров страны, кроме Львова.
Уже через два года работа над проектом была закончена, и в конце 2007-го он был представлен городских властям и широко разрекламирован в провластных СМИ. Правда, потом случилась неприятность — согласно законодательству, с проектом Генплана перед его принятием должны были ознакомиться сами одесситы. И на беду городских властей, они с ним ознакомились…
Приведем отрывок из материала восьмилетней уже давности, опубликованной в нашей газете в разгар «генплановских» возмущений:
«За последние месяцы в Одессе образовалось сразу пять очагов социальной напряженности. Перечислим поименно — это жилмассивы Чубаевка и Дмитровка, поселок Черноморка (Люстдорф) и районы переулков Матросова и Куйбышева. Расположены они в разных частях города, но объединяет их общая беда — их дома предполагают снести, «руководствуясь высшими государственными интересами». Люди волнуются, собирают митинги, напротив здания мэрии мерзнут инициативные группы из числа жильцов, а самые горячие головы уже готовы «лечь на железнодорожные рельсы, чтобы не допустить беспредела». Город взбудоражен.
Повод для этого дали сами власти. Вот ведь какой, оказывается, полезной стала инициатива горсовета о выставлении на всеобщее обозрение в одной из галерей по улице Троицкой, 43 проекта Генплана, дабы люди в полной мере смогли восхититься величием замысла! Потому как, если бы не это, то одесситы и знать не знали бы, что на месте их домов в Черноморке (где преобладает почти исключительно частная застройка) проляжет новая четырехполосная автомобильная трасса, вырастут развлекательные комплексы, яхт-клубы и прочие объекты так называемой рекреационной зоны. А например, сотни домов, расположенных на пяти улицах в микрорайоне Чубаевка… вообще никогда не существовали, вследствие чего также подлежат немедленной застройке новыми многоэтажными домами и бизнес-центрами. Для строительства трассы «Север — Юг» предполагается тоже самая малость — снести десятки домов по улице Туристской, которая оказалась на пути будущей магистрали. И так далее, и так далее».
Масла в огонь подливал и Эдуард Гурвиц, сетовавший на то, что в Одессе слишком много территорий частной застройки в ущерб многоэтажкам и это надо как-то исправлять. И все-таки, после поднятого шума, после митингов и перекрытия дорог, мэрия пошла на попятную, а проект Генплана, который должны были вот-вот утвердить на сессии, отправили назад — на доработку в Киев.
Тогдашний заместитель городского головы Михаил Кучук, встретившийся позднее с жителями Чубаевки и Черноморки, заявил им: «Признаюсь, мы недосмотрели. Постараемся отмотать всё назад, а главное — накажем того ротозея, который не заметил существования даже не одного, а сотен домов, и сбил с толку киевских разработчиков Генерального плана».
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПРОТЕСТ
Прошло несколько лет. В 2010 году доработанный Генплан также утвердить не смогли — подключились общественники, заметившие, что проект предусматривает возможность законной застройки множества зеленых зон города, в частности знаменитых береговых склонов. Год был предвыборный, рисковать своей репутацией мэрия не захотела, и проект был отложен. Правда, Гурвицу это все равно не помогло.
Сменивший его на посту Алексей Костусев был полон наполеоновских планов и сразу заявил, что Генплан будет принят в 2011 году. Однако в последний момент проект снова был снят с рассмотрения горсовета из-за нового витка протестов общественности — так как этот вариант Генплана практически не отличался от «гурвицевского».
Спустя еще два года киевские разработчики в очередной раз исправили проект, и в июне 2013-го Алексей Костусев заявил, что документ прошел необходимые (и «ручные») общественные слушания, всеми одобрен и выносится на сессию. Но к тому времени среди общественников и экологов уже сформировалось мощное движение «Генеральный протест», впоследствии поддержанное и местными народными депутатами, и они буквально вынудили Костусева снять документ с рассмотрения. Позднее мэр заявил, что Генплан все-таки будет утвержден со всеми поправками общественности, в сентябре 2013-го, однако осенью принятие Генплана в очередной раз отложили, а сам Костусев ушел в отставку.
И лишь сейчас, спустя еще два года, десятилетняя эпопея наконец пришла к своему финалу.
ЛУЧШЕ ПОЗДНО…
Самому голосованию предшествовало длительное обсуждение противников и защитников документа, которое затянулось более чем на два часа. Однако мысли большинства выступавших были сходными и начинались словами: «Этот Генплан не идеален, но его надо принимать, больше откладывать нельзя. Если бы его приняли еще несколько лет назад, то в городе было бы гораздо меньше строительства в зеленых зонах, уродливых новостроек в центре города и т. д.»
Особо стоит отметить позицию общественников, с которыми приключилась странная метаморфоза. Если лишь на минувшей неделе активисты общественного движения «Генеральный протест», долгие годы выступавшие против принятия Генплана без их поправок, согласились с окончательной версией документа и на своей пресс-конференции призвали горсовет принять его, то во время сессии отказались от своего мнения и даже пикетировали мэрию.
Городской голова Геннадий Труханов в связи с этим заподозрил общественников в корысти. «Сегодня сорваны все маски! Вчера они требовали принять Генплан, а сегодня, без видимых на то причин, без обоснованных замечаний, они кардинально поменяли свою точку зрения. Очевидно, что деньги делают с людьми чудеса — другого объяснения у меня этому нет!» — сообщил он.
И все же, подвело итог оживленному диспуту голосование. «За» данное решение проголосовали 90 депутатов, воздержались — двое, против также двое. (И это несмотря на то, что выступавших с критикой Генплана депутатов на сессии было явно больше четырех. Видимо, в последний момент они решили «быть как все».)
ЗДЕСЬ БУДЕТ ГОРОД-САД
Ну а теперь вкратце расскажем, за что же собственно проголосовали депутаты.
Проект представляли главный архитектор города Александр Голованов и главный архитектор института «Гипроград» Татьяна Несвит.
Новый Генплан рассматривает Одессу как «многофункциональный город» — как туристическо-рекреационный, так и промышленный и транспортный центр Черноморского региона. Население города, по прогнозам экспертов, увеличится ненамного и к 2030 году составит 1 млн. 50 тыс. человек.
В частности, Генплан предусматривает строительство двух магистралей непрерывного движения, сохранение градостроительного ансамбля исторической части города (с запретом нового строительства), вынос предприятий нефтегазового комплекса за пределы города, формирование технопарков в районе Шкодовой горы, намывной искуственный остров в Одесском заливе с комплексом отелей и развлекательных заведений, создание новых парков и других зеленых зон общего пользования площадью более 900 га. Основные из них это парки «Хаджибейский», «Аэропортовский», гидропарк «Куяльницкий». Также проектом предполагается набережная от Ланжерона до Черноморки, увеличение территории морского порта до Лузановки. намыв территории в районе Хаджибейского лимана.
Промышленность в городе останется, но «немного сместится» в сторону, на окраины. В целом же, число промышленных зон предлагают сократить с двенадцати до семи и тем самым освободить почти 1000 га. Производственными же останутся некоторые районы Пересыпи, Овидиополь-ской дороги, Первой Заставы и частично — зона аэропорта.
Что касается дальнейшей застройки города, то в первую очередь будут застроены поля фильтрации (там планируется построить крупный жилой комплекс), район Жеваховой горы, северная часть поселка Котовского.
Также Одесса должна построить ещё один железнодорожный вокзал, который разместится в районе улицы Столбовой. Старый же вокзал останется на прежнем месте и, как и раньше, будет принимать поезда, но железнодорожные пути к нему «заведут под землю», на освободившейся территории возведя деловой район. Да и основная транспортная нагрузка будет всё же перенесена на дублера старого вокзала.
А заместитель главного архитектора Марат Касимов сообщил, что главный «камень преткновения» — береговые склоны от парка Шевченко до Большого Фонтана, как и требовали общественники, будут парком «Юбилейный» и не будут застраиваться.
ПОДАРОК КО ДНЮ РОЖДЕНИЯ
Заметим, что после принятия Генплана его разработчик Татьяна Несвит заявила: «Это лучший подарок в моей жизни, ведь у меня сегодня день рождения».
Мэр и депутаты, в свою очередь, искренне поблагодарили разработчиков, общественников и тех людей, кто на протяжении десяти лет делал все, чтобы проект Генплана стал лучше.
Кроме того, руководитель депутатской группы «Доверяй делам» Анатолий Балинов назвал принятое решение «историческим».
«Это победа всех неравнодушных за судьбу своего города одесситов. Надо вспомнить всех, кто еще десять лет назад выступал против принятия Генплана в той редакции, которую пыталась продавить команда Эдуарда Гурвица. Редакции, которая не предусматривала сохранение парка на прибрежных склонах, зато предусматривала практически тотальный снос усадебной застройки одесситов, выселение горожан из своих домов под предлогом так называемой общественной необходимости, уничтожение городского электротранспорта, фактическое «закатывание в асфальт» в прямом смысле этого слова территории от Чубаевки до моря. Это общая победа всех, кто не побоялся в свое время выйти на улицы и сказать твердое «нет» безумным планам застройщиков».
Кроме того, на сессии депутаты приняли и решение об утверждении плана зонирования территории Одессы. Это, как пояснил городской голова Геннадий Труханов, второй шаг, после принятия Генплана, для наведения порядка в городе.
«Сегодня впервые за 10 лет мы успокоили одесситов, сняли напряжение по прибрежным склонам, которые кто-то в 2004 году сдал в аренду на 50 лет. Мы уже сделали много шагов для того, чтобы город был красивым, зеленым и развивался — мы отменили детальные планы территорий от 2000 года, которые предполагали застройку склонов. Сегодняшнее же принятие Генплана действительно поможет сохранить наш город. Отныне Одесса будет с основным градостроительным документом — для того, чтобы не было спекуляций строителей, для того, чтобы у них не было возможностей искать те щели в законодательстве, которыми пользовались застройщики и творили, что хотели. Теперь мы положим конец строительному беспределу».
Десятилетняя битва за будущее Одессы наконец-то закончилась.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |