ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Дом Руссова: снова пожар и снова — на «повестке дня»?
27.03.2015 / Газета: Слово / № 12(1133) / Тираж: 14515

В доме Руссова снова был пожар. Небольшой. Горел мусор. А как ему не загореться, если пробраться в это, некогда наше достояние может любой желающий? Вот бомжи и залезают туда, когда хотят. Правда, это небезопасно: здание грозит обрушением. Проще говоря, оно еле дышит. Хотя все еще стоит, чему стоит только удивляться.

Честно говоря, я просто поражаюсь удивительной стойкости несчастного дома Руссова. Некогда архитектурный красавец, давно превратившийся в плохо задрапированный кошмар в самом центре города, разрушался и разрушается, масштабно горел и время от времени горнт «кусочками», но все стоит. Хотя давно уже складывается впечатление, что многие вздохнули бы с облегчением, если бы он таки рухнул в одночасье. Поохали бы, поахал и. поснимали-поговорили, пожали плечами — да и построили бы очередной паркинг или чего там еще теперь «в моде» строить на месте исторических достопримечательностей, доведенных бесхозяйственностью до «логического конца».

Отбрасывая в сторону эмоции, могу сообщить, что на сегодняшний день дом Руссова продолжает разваливаться на части, по сути, его фасад уже наполовину «отделился» от основной конструкции. А тут еще недавно на старенькую драпировку, которой укрыт наш дом-«кошмар», упала ветка дерева, драпировка порвалась — и весь ужас, в котором находится памятник архитектуры, теперь на виду у всех проходящих и проезжающих. К тому же, небезопасно: заборчик, установленный вокруг здания, в случае чего не спасет.

И вот недавно на аппаратном совещании у мэра города среди прочего обсуждалась и судьба дома Руссова. Что имеем? Имеем констатацию того факта, что из-за обвала перекрытий в доме Руссова на некоторые квартиры дома исчезло право собственности, о чем сообщил главный архитектор города Александр Голованов.

Что делать в создавшейся ситуации? Как считает мэр города Геннадий Труханов, зданию нанесены необратимые потери, потому нужно готовить реальные предложения.

Проще говоря, необходимо искать компромисс. Потому что, как прозвучало на том же аппаратном совещании, выделять деньги на спасение дома Руссова из бюджета город не в состоянии.

Между тем, как вы понимаете, здание по-прежнему разрушается. Как сказал по этому поводу вице-мэр, «проведенные проверки показали неудовлетворительную эксплуатацию здания, о чем направлены письма в госорганы по охране памятников культурного наследия» (цит. по изданию «Репортер*. — М.К.)

Помнится, мы это уже проходили. Еще в гораздо более спокойные 2011-2012 годы и письма писались, и даже кое-какие противоаварийные работы велись. Только вот ситуация все та же: пока возникают разногласия инвестора с городскими властями, дом по-прежнему продолжает «почему-то» разрушаться. Сейчас на него вообще смотреть страшно.

И что дальше? На аппаратном совещании прозвучало, что, кроме отсутствия денег, у города нет и полномочий на восстановление дома Руссова, здание не находится в городской собственности. Выход — будем искать юридический путь для возвращения здания громаде?

Кроме того, в бюджете нет денег на реконструкцию здания. Так что ее (реконструкции) не ожидается. Переговоры владельца компании «Инкор» Руслана Тарпана и городских властей пока не увенчались успехом. Тем временем здание приходит в окончательную негодность.

Напомним, самый масштабный пожар в Доме Руссова произошел 29-го октября 2009 года. Тогда правое крыло здания было полностью охвачено огнем, а наблюдать за зрелищем собралось несколько тысяч одесситов. С тех пор остатки здания стали необитаемыми. Дом также горел в 2012-м и 2013-м годах.

СПРАВКА. Дом Руссовых — памятник истории и архитектуры кониа XIX века. Здание было построено в 1897-1900 годах по заказу предприниматепя. одесского коллекционера и мецената Руссова. Особую известность дом получил благодаря расположению в нем центральной аптеки — аптеки Гаевского. Основанная в 1898 году аптека Гаевского в те времена была единственным фармацевтическим заведением на юге России, которое удовлетворяло спрос и потребности населения, а также соответствовало медицинским канонам. В 1908 году дом был выкуплен Гаевским. владельцем аптекарского дела.

29 октября 2009 года в результате пожара (второго с момента начала реконструкции в 2004 году) здание практически уничтожено — в значительной мере выгорели внутренние перегородки, несущие конструкции. Кровля и башенки, венчавшие здание, в результате пожара обрушились.

Автор: Мария КОТОВА


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.004
Перейти на повну версію сайту