ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Юрий Крук: «Повышая экологическую культуру, мы приближаемся к европейским стандартам жизни»
18.04.2015 / Газета: Одесский вестник / № 14(5367) / Тираж: 5481

За два года с начала реализации в Одессе Концепции экологического воспитания и образования выполнено уже немало. Прежде всего, существенно возрос уровень экологического образования школьников, а массовые участия общественности в благоустройстве города только подтверждают: одесситы осознали, что только от них зависит, в какой природной среде им жить. О приоритетных задачах в сфере экологического образования и воспитания — наша беседа с одним из авторов и идейных вдохновителей успешной реализации Концепции экологического воспитания и образования заместителем председателя постоянной депутатской комиссии по экологии и чрезвычайным ситуациям Одесского городского совета Юрием КРУКОМ.

- Юрий Юрьевич, каковы побудительные мотивы создания Концепции экологического воспитания и образования? Зачем вообще нужен такой документ городу?

- Тут нет ничего удивительного, достаточно проанализировать, как люди сегодня вообще относятся к природе, как пользуются природными богатствами. Ни для кого не секрет, что пока это отношение преимущественно потребительское и его нужно менять. Добиться цели и решить такую задачу можно лишь в том случае, если коренным образом повысить уровень экологического образования, прежде всего, молодого поколения одесситов.

Десятилетиями люди, не задумываясь, ломали и уничтожали зеленые насаждения, создавали мусорные свалки, загрязняли экосреду, а потом еще и удивлялись, почему в нашем морском городе-курорте такая масса проблем в экологии. Понятно, что без кардинального изменения отношения человека к природе достичь какого бы то ни было прогресса нельзя. Причем важно иметь программный документ, а потому инициатива должна исходить от местной власти: только совместно с громадой мы можем навести порядок в природной среде нашего богатого природными ресурсами края. Вот и возникла идея разработки Концепции экологического воспитания и образования, внедрения ее на общегородском уровне. Идея была озвучена на заседании постоянной депутатской комиссии по экологии и чрезвычайным ситуациям, и я, как секретарь фракции «Зеленая Одесса», предложил включить в состав рабочей группы по созданию Концепции представителей депутатской комиссии, управления образования и науки Одесского городского совета, преподавателей, депутатов фракции «Зеленая Одесса», активистов природоохранных общественных организаций. Мы приняли положительное решение по данному вопросу на заседании депутатской комиссии, а потом оно было одобрено исполнительным комитетом Одесского городского совета. Считаю, что на первом этапе реализации документа был сделан настоящий прорыв в вопросе повышения уровня экологического воспитания громады.

- Расскажите, пожалуйста, вкратце о целях и задачах Концепции экологического воспитания и образования.

- Прежде всего, мы хотим объединить усилия всех представителей одесской громады в повышении и развитии экологической культуры для сохранения и улучшения социоприродной среды Одессы. Важнейшая цель экологического образования и одна из приоритетных задач для устойчивого развития — повышение экологической культуры личности. Для достижения этой цели нужно успешно решить ряд задач. Среди них: развитие системы общего, комплексного и непрерывного экологического образования и воспитания горожан, профессиональная экологическая подготовка и переподготовка специалистов, ответственных за принятие решений по вопросам охраны окружающей природной среды и безопасного экологического развития города, информированность населения об экологическом состоянии региона, консолидация жителей города и области в решении проблем сохранения и улучшения социоприродной среды, выработка нормативно-правовых, экономических и этических механизмов в вопросах устойчивого экологического развития Одессы. Итогом успешной реализации Концепции должно стать достижение нового, качественного уровня экологической культуры горожан. Люди получат новые знания и навыки в решении экологически значимых проблем региона, повысится и их личная ответственность и компетентность в решении экологических проблем. Это позволит сформировать в обществе современный подход к рациональному использованию природных ресурсов. Попросту говоря, каждый одессит сможет жить в гармонии с природой.

- Что подразумевается, когда речь идет об экологической культуре личности?

- Каждый человек, независимо от того, в какой сфере деятельности он себя реализует, должен уметь анализировать экологические проблемы и прогнозировать последствия тех или иных шагов в природной среде. Важно знать и любить экологию родного края, и тогда можно успешно решать ее проблемы. Это и понятие о простейших терминах, и наработки ученых-экологов, и связь с природоохранными организациями города и региона.

- Очевидно, для этого нужна специальная программа обучения?..

- Она предусмотрена Концепцией. Программа экологического обучения включает десять занятий. Каждое из них — разной продолжительности: от получаса до нескольких часов. Такие занятия будут разработаны для разных возрастных групп: учеников начальных классов, среднего и старшего школьного возраста. Каждый учитель сможет выбрать конкретное занятие для своего класса. Предположительно будет разработан календарь обязательных экологических исследований. У каждого класса появится своя электронная страница, которая будет содержать отчет о выполненной работе. В результате школа набирает бонусы и по их сумме получает призы.

- Каковы предположительные темы занятий?

- В зависимости от актуальности помесячно они могут быть привязаны к тем или иным событиям, имеющим значение в мире природы. Например, в последнюю неделю сентября отмечают Всемирный день моря. Вот и тема сентябрьских занятий — «Море». Она включает простые опыты по качеству воды, загрязненности территорий после летнего сезона. В октябре актуальна тема «Растения города». Можно изучить видовой состав растений, наличие растений-индикаторов, коснуться вопроса биологического разнообразия. В ноябре целесообразно затронуть тему «Животные города», изучив видовой состав, численность, схемы питания животных и используя в качестве материала рассказы-миниатюры, эссе, рисунки, фото... Декабрь, как правило, месяц подведения итогов, а отсюда и тема — «Я в городе». Она комплексная и может включать сразу несколько природоохранных аспектов: наличие загрязнителей, объемы мусора, показатели качества воздуха, воды. Используя рубрику «А как у других?», можно провести сравнительное исследование того, как решаются актуальные для Одессы экологические проблемы в других городах. Думается, будут полезными занятия по пропаганде раздельного сбора бытовых отходов, их вторичной переработке, организации сбора использованных батареек. Интересными для горожан видятся темы «Экологические магазины города», «Здесь будет город-сад», можно также инициировать проведение экологических игр, например, «Гринквест». Всем этим можно заниматься с января по июнь. И таким образом, каждый месяц школьных занятий будет посвящен освоению новой природоохранной темы.

- Есть ли конкретные результаты начального этапа реализации Концепции экологического воспитания и образования?

- Во многих школах уже созданы кружки экологии, внедряются природоохранные программы, проводятся практические занятия со школьниками. Большой вклад внесли в успешную реализацию Концепции на стартовом этапе департамент экологии и развития рекреационных зон и департамент образования Одесского городского совета. Надеюсь, другие департаменты также активно включатся в эту работу, ведь эта Концепция — в интересах всей одесской громады. Не сомневаемся мы и в том, что общественность города нас поддержит в реализации этого документа. Ждем предложений от всех желающих.

В заключение отмечу, что наш город должен быть краше, лучше и зеленее, этому во многом способствуют хорошее экологическое образование и воспитание. Так давайте же все вместе проявим заинтересованность в этом важном для каждого одессита деле!

Автор: Алена ОСИПОВА


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.007
Перейти на повну версію сайту