ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Сохраняя достигнутое, продолжать начатое
21.04.2015 / Газета: Одесские известия / № 33(4743) / Тираж: 18937

Несмотря на то, что минувший год был предельно трудным для морской отрасли, председатель ГП «Администрация морских портов Украины» Андрей Амелин, подводя итоги работы за этот период, подчеркнул, что порты держат экономический удар.

При общем объеме грузопереработки в 144,8 млн тонн порты континентальной части перевалили 142,8 миллиона, что на 4% больше, чем в 2013 году.

Рост по этому показателю есть не только в крупных Ильичевском, Одесском, Николаевском, Южном портах, но и в порту «Октябрьск» и даже в Усть-Дунайском.

Активизация Бердянска связана со включением его в созданную экспромтом логистическую схему по доставке каботажным флотом руды и угля в Мариуполь, где разрушены подъездные железнодорожные пути. Следствием переговоров, проведенных АМПУ и госадминистрацией железнодорожного транспорта «Укрзалізниця» с потенциальными грузовладельцами, стал рост грузопереработки и в Измаильском порту.

Ведущими в грузопотоках являются зерно, руды, металлопродукция. Последние в этом ряду, к сожалению, – контейнерные перевозки, составившие лишь 85% от объема 2013 года. Это капризный грузопоток, который может стабилизироваться только с окончанием пляски курсов гривни и доллара.

В финансовом выражении проделанное портовиками в прошом году исчисляется 4 млрд 491 млн гривень. Чистая прибыль портовых хозяйств составила 1,5 млрд гривень.

Впрочем, денег едва хватает на проведение таких важнейших для судоходства работ, как дноуглубление портовых фарватеров и акваторий. В Южном удалось довести проходные глубины до 19 метров и соответственно принимать суда-гиганты с большой осадкой. Осуществление этого проекта порадовало южненцев во втором полугодии ростом доходной части на 8 млн долларов.

– Также проведено эксплуатационное дноуглубление в акватории Бердянского порта, в Мариуполе и Одессе, на Бугско-Днепровском лиманном канале. И на глубоководном судовом ходе «Дунай – Черное море». На последнем должна быть удержана марка 5,5 метра. Всего предстоит извлечь порядка 2 миллионов кубометров грунта, – сказал А. Амелин.

Также начались, наконец-то, работы по дноуглублению в Белгород-Днестровском порту. Цель: вернуться от существующих трех метров до дна к паспортным глубинам – 5,5 метра. Дноуглубление также вернуло к жизни Скадовский порт, порядком обмелевший со времени последнего черпания в 2006 году, и куда с прошлогоднего февраля перестали заходить суда. Теперь, когда проходная глубина доведена до нормы в 6 метров, можно надеяться на возобновление паромной линии из Турции.

На все про все, по словам А. Аме­лина, АМПУ израсходовала за 2014 год 900 млн гривень.

В эти же операции в 2015 году решено вложить еще миллиард.

В целом планы на нынешний год сводятся к тому, чтобы не терять достигнутого и продолжать начатое. Ковши пройдутся по дну практически всех портов.

В Одесском порту введены в действие два причала контейнерного терминала. Теперь стоит вопрос о завершении строительства причала 1-Z совместно с компанией «Бруклин – Киев». Отсрочка пуска объяснима сложностью корректировки сметы, составленной по ценам 2013 года.

Не менее проблемным А. Амелин считает износ портовой техники, достигающий 90%. Несовершенство системы управления госпредприятиями больно сказывается на утверждении финансовых планов портов. Их рассмотрение в пяти министерствах, а затем в Кабмине Украины затягивается так долго, что взгляд в производственную перпсективу лишается смысла. Так, например, один из финпланов получил свое добро на исходе прошлого года – 7 ноября. Остался нереализованным ряд капитальных инвестиций.

– По этому поводу поданы несколько законопроектов, которые должны изменить ситуацию, – говорит председатель АМПУ.

Также в ряду сложнейших остается процедура госзакупок. Трудно преодолевать громоздкую многоступенчатую систему получения разрешений на дноуглубление.

Вновь внимание обращено на создание свободных экономических зон. Украина является единственной страной Черноморского бассейна, где их нет. Сейчас идет предметный разговор о создании СЭЗ на «полях орошения» в Одессе.

По словам А. Амелина, продвижение вопроса связано не столько с введением фискальных льгот, сколько с получением пошаговых гарантий инвесторам в отношении экспертиз, проектных работ, земельного законодательства. Это должно дать четкое понимание вкладчику капитала, что должен сделать он, что – государство. И определить сроки, когда все должно быть осуществлено. Ждем и надеемся!

Автор: -


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту