![]() |
|
![]() |
![]() |
Недавно стало известно о том, что ЧАО «Украинское Дунайское пароходство» и ГП «Измаильский морской торговый порт» внесены в список государственных объектов, подлежащих приватизации в 2015 году.
В Украине есть примеры эффективной работы государственных предприятий, да и Украинское Дунайское пароходство и Измаильский морской торговый порт, начиная со второй половины прошлого года, продемонстрировали возможность работы с прибылью и наращиванием объемов грузопереработки и грузоперевозок. Тем не менее, государство посчитало необходимым его передачу в частные руки, видимо, намереваясь таким образом пополнить бюджет в это сложное время. Трудовые коллективы порта и пароходства, а также жители нашего города взволнованы сообщением о приватизации градообразующих предприятий, в связи с этим им очень важно, как пройдет этот процесс. Возможно ли это предприятие продать по достойной цене или будет использована схема с доведением его до банкротства и передачей в частные руки за бесценок? И второй момент — будет ли в дальнейшем пароходство функционировать и обеспечивать поступления в бюджет?
- В частных руках пароходство может работать эффективно и приносить прибыль, поскольку оно не будет связано теми обязательствами, которые возложены на государственное предприятие, — говорит председатель Правления ЧАО “УДП” Дмитрий Баринов. — Сегодня частной компании будет несоизмеримо проще избавиться от утративших свое значение для коллектива пароходства объектов соцсферы (стадиона, ринга, базы отдыха, корта, прачечной), которые мы вынуждены содержать, поскольку процедура их отчуждения из государственной собственности чрезвычайно громоздкая. Нам каждый шаг необходимо согласовывать с профильным министерством, Минэкономики, Фондом госимущества. У частника же «руки развязаны», и он может оперировать исключительно такими понятиями, как «прибыль», «экономическая целесообразность», «профильность бизнеса».
По словам Дмитрия Баринова, руководство предприятия в сотрудничестве с юридической компанией приступило к разработке «дорожной карты» под приватизацию пароходства.
- Участвуя в этом процессе, мы должны сделать условия продажи пакета акций, принадлежащих государству, максимально выгодными с точки зрения национальных интересов и интересов самого предприятия, — говорит Дмитрий Анатольевич. — Я подразумеваю под этим достойную цену при продаже акций, сохранение профильности предприятия (перевозка пассажиров и грузов), содержание флота в рабочем состоянии, его модернизацию, улучшение социальных позиций для коллектива. После смены собственника пароходство должно работать эффективно и перечислять налоги в бюджет города и государства. К слову, грядущая децентрализация предполагает увеличение доли налогов, поступающих в городской бюджет, а потому город максимально заинтересован в сохранении самого предприятия и его коллектива.
- Дмитрий Анатольевич, как правило, после передачи объекта в частные руки неизменно следует «оптимизация коллектива»…
- Сегодня в УДП работает 1955 человек (эта цифра колеблется), из них 1180 — плавсостав, 402 человека — береговой состав, 231 — работники Килийского судоремонтно-судостроительного завода, 106 — базы технического обслуживания флота, подменный экипаж — 36 человек. Безусловно, необходимы гарантии сохранения данной численности коллектива на первое время после приватизации, для определенной социальной стабильности. Если же и последуют сокращения — люди должны быть об этом предупреждены заранее.
- На данный момент есть ли какие-то компании, заявлявшие о своем интересе к приобретению пароходства?
- Мне об этом не известно.
- Ну а потенциальный покупатель, на ваш взгляд, есть? Кому может быть интересно Украинское Дунайское пароходство?
- Думаю, его можно и нужно найти. Есть масса вариантов — грузовладельцы, судовладельцы, финансовые институты либо их комбинация. Мы перевозим 2,5 миллиона тонн грузов. Почему бы грузовладельцам не стать собственником судоходной компании? Для меня очевидно другое — предприятие нельзя продавать конкурентам, цель которых — его уничтожить, убрать с рынка.
Для экспертов очевидно и то, что Дмитрий Баринов не озвучил — самым желательным для пароходства вариантом будет его продажа европейскому инвестору. Поскольку у отечественных есть характерный интерес — купить как можно дешевле, не вкладывать средств в развитие, выжать максимум из активов, а затем избавиться, как от ненужного балласта. А вот передача в собственность иностранной компании с хорошей репутацией на рынке сулит гораздо больше перспектив. К тому же понятно, что потенциальным покупателем является либо стратегический инвестор, который занимается таким же видом бизнеса (а в Украине как раз и нет крупной судоходной компании с перспективой расширения), либо портфельный инвестор — тот, который покупает определенную долю в компании, чтобы перепродать (и вновь-таки, Украина — не та платформа, где эту операцию выгодно осуществить). Финансово-промышленных групп, которые бы занимались судоходством в Украине, тоже нет. А потому перспективы дальнейшей работы у пароходства наиболее реальны при переходе в собственность к европейскому инвестору. Но для этого необходима грамотная рекламная кампания и юридическое сопровождение авторитетной для европейского рынка компании.
Пока не просматривается каких-то ясных перспектив и в приватизации Измаильского морского торгового порта. Очевидно, что процесс этот будет постепенным, и, по мнению специалистов, рассчитывать на покупку всего имущественного комплекса предприятия одним собственником вряд ли стоит. Вероятно, собственников будет несколько, правда, их деятельность должна будет осуществляться в соответствии с единым стратегическим планом развития предприятия. Устанавливать правила функционирования различных субъектов хозяйствования будет Администрация морских портов Украины через филиал в Измаиле.
В целом, как считают эксперты, концепция приватизации отдельных видов деятельности, предусмотренная «Законом о портах», достаточно разумная. Для многих давно очевидно, что деятельность предприятия данного профиля в частных руках будет гораздо более эффективной. Это с одной стороны. Но с другой стороны, нельзя сбрасывать со счетов ситуацию с грузопотоками. Удельный вес транзитных грузов в украинских портах составлял порядка сорока процентов. Однако сегодня Украина постепенно теряет статус транзитной державы из-за перспективы разрыва внешнеэкономических связей с прежним стратегическим партнером. Эта тенденция коснется и нашего порта, несмотря на то что в последнее время здесь наметилась тенденция роста грузопереработки. Если за три месяца прошлого года объем переработки грузов составил 843352 тысячи тонн, то за аналогичный период нынешнего года этот показатель увеличился до 1375261 тысячи тонн. Наибольший удельный вес составляют экспортные и транзитные грузы. А вот прогнозировать, что будет дальше, никто не берется. Конечно, в идеале хотелось бы верить в появление потенциального инвестора, к примеру, в лице крупного грузовладельца, способного задействовать все производственные мощности порта и привлечь новые грузопотоки. Но пока абсолютно очевидно, что инвесторов, способных загрузить стивидорскую деятельность порта на 100 процентов, нет. Есть отдельные компании, которые претендуют на работу с отдельными причалами и терминалами. А потому, скорее всего, будут выделены отдельные специализированные перегрузочные комплексы для приватизации разными собственниками… По поводу новых грузопотоков особых иллюзий тоже нет — если наша промышленность будет угасать и далее, то откуда возьмется экспорт?
Сохранение коллектива предприятия напрямую зависит от объема грузов, обеспечивающего интенсивность работы порта. Ведь даже будучи в государственной собственности, порт, утратив значительный грузопоток, вынужден был в свое время перейти на неполный рабочий день и прибегнуть к сокращениям.
Мнение
О том, какие перспективы сулит приватизация двух градообразующих предприятий бюджету города, безусловно, не могут не беспокоиться горожане и городская власть. Об этом в своем комментарии рассказал мэр Андрей Абрамченко:
- Нежелательными последствиями приватизации могут быть следующие факторы: оптимизация персонала и доведение затратной части предприятия до экономически обоснованной с точки зрения нового собственника. А также — сокращение фонда заработной платы, связанной с укрытием её полного размера от налогообложения, что невозможно при государственной и коммунальной формах собственности. Хотя, не исключено, что новый собственник будет представителем социально-ориентированного бизнеса, и его работа не приведет к сокращению рабочих мест и фонда заработной платы, что будет способствовать стабильности в нашем городе. Для исполкома и городского совета важны интересы и права трудовых коллективов этих предприятий. Исходя из этого мы и будем действовать в зависимости от обстановки, которая сложится при возможной приватизации.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |