![]() |
|
![]() |
![]() |
ЧТО БЫЛО И ЧТО СЕЙЧАС…
Лето, море (вернее, свободный подход к нему), отсутствие берегоукрепительных работ, незаконная застройка побережья и оккупация пляжей дельцами, вымогающими с отдыхающих деньги за воздух… Много лет все это было больной темой для одесситов, изрядно портившей курортный сезон. Ну точно как в классике: «С какой целью взимается плата? — С целью капитального ремонта Провала — чтобы… не слишком… проваливался!».
Но вряд ли кто-то может поспорить с тем, что с момента основания и по сей день наше издание выступало против беспредела на прибрежных склонах.
Сегодня, оглядываясь назад, с уверенностью можно сказать, что, например, во время последней каденции Э. Гурвица уничтожение прибрежной зоны достигло своего апогея. Вырубка деревьев, несанкционированное возведение бетонных монстров, перекрытые подходы к общественным пляжам… Временами доходило до абсурда, когда одесситы «любовались» морским пейзажем не воочию, а на фотообоях, которыми завешивались строительные заборы, перекрывавшие весь чудо-вид. Исполинские «хатынки», кафе-бары, отели и парковки сметали на своем пути места нашего детства, памятники архитектуры и «легкие» города — зеленые насаждения.
Неуклюжие оправдания городничих минувших лет о том-де, что бесценная земля вдоль Трассы здоровья распродается и сдается в аренду для пополнения казны (в частности, для восстановления из руин рекреационной зоны), не выдерживали никакой критики. Ибо и младенцу было понятно: Одесса гибнет, во всяком случае, как курорт. Из чего вытекал логичный вопрос: куда девались деньги (космические, надо полагать, суммы!), которые зарабатывали на отдыхающих владельцы ресторанов и платных пляжей, паразиты-парковщики и прочие аферисты, которые сначала украли у одесситов землю (море, зелень, воздух), а потом установили на все это расценки?..
Логично, что одесситы, перестав надеяться на соблюдение законов тогдашними «хозяевами жизни», пытались самостоятельно, без поддержки прошлых властей, отстаивать свои права на свободный доступ к морю.
Должно быть все помнят акции, когда люди не соглашались покидать частные пляжи и не собирались оплачивать навязываемые услуги, раздавали отдыхающим листовки, разъясняющие, что по закону вход на пляжи бесплатный, фиксировали происходящее на фото- и видеокамеры и т. д. Чтобы продавцам воздуха наконец стало понятно, что поделив песчаный (и не только) берег по секторам и, видимо, надеясь, поступить так же с небом и морем, можно получить по рукам. Самоорганизация людей когда-то решила многое…
Но случилась новая беда — сильнейший майский ураган 2013 года уничтожил огромное количество деревьев как на склонах, так и на Французском бульваре. Со стихией не поспоришь, но то ли по принципу «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет», то ли, опять-таки, в угоду дельцам, коммунальщики пустили под спил не только покалеченные аварийные деревья, но и живые здоровые. Собственно, глядя на последствие этого вандализма, у горожан до сих пор сердце кровью обливается.
…Но прошло время, и несмотря на «тяжелое наследие» прежних городничих, новая власть стала спасать ситуацию.
Курортный сезон и все, что ему сопутствует, — этот вопрос стал одним из главных на последнем аппаратном совещании в мэрии. Сразу — специально для критиков всего и вся — хочется отметить, что, например, работы по организации разворотного кольца
5-го трамвая по пути в Аркадию не только не останавливались (ведь вспомните, сколько было шума со стороны оппозиционных к нынешним властям деятелей), но и успешно продолжаются. Работы продлятся до 31 мая, а запуск самого трамвая состоится в первых числах июня. Однако чтобы не терять последние майские дни, мэр Одессы Геннадий Труханов поручил соответствующим службам уже сейчас проработать возможность запуска транспорта до Аркадии, особенно учитывая потребности пожилых людей и тех, кто ограничен в физических возможностях, — инвалидов. Также он призвал задуматься об этом и бизнесменов. По его же словам, работу дополнительного транспорта для инвалидов необходимо организовать и на другие пляжи города.
Также на упомянутом, прошедшем 18 мая аппаратном совещании был озвучен важнейший пункт, который лучше процитировать. А именно «информация о результатах выполнения распоряжения Одесского городского головы от 16.03.2015 №206 «О мероприятиях по подготовке пляжей города Одессы к началу курортного сезона 2015 года и обеспечению свободного доступа отдыхающих на их территорию».
Как доложил по данному вопросу начальник городского управления инженерной защиты территории города и развития побережья Вадим Андрусишин, работы ведутся за внебюджетные средства за счет инвестора — в частности на Ланжероне и в Аркадии. А Геннадий Труханов поручил сделать свободный проход для одесситов и гостей города по пути от 16-й станции Большого Фонтана до Ланжерона.
Вадим Андрусишин озвучил и другие пункты относительно подготовки к пляжному сезону. По словам чиновника, «были проведены: совещания с арендаторами пляжей, объезд пляжей города, главное требование — обеспечение свободного доступа одесситов и гостей города на пляжи Одессы. На данный момент на пляжах обустраивают медпункты, раздевалки, душевые, урны, спасательные пункты».
Также проводятся обследование морского дна и замеры пляжей после зимнего сезона. Двое арендаторов уже получили «паспорта пляжа», с остальными проводится работа. На данный момент каждый арендатор пляжа обязан установить стенд с информацией о том, что 70% пляжа предусмотрено под платные услуги, 30% — под бесплатные.
Также проводится работа по обустройству пляжей для инвалидов — установка пандусов, специальных раздевалок и душевых. В Аркадии обустроен муниципальный пляж с бесплатным туалетом, душем и фонтанчиком с питьевой водой.
И еще одна неотъемлемая часть одесского взморья — Трасса здоровья. Одесситы наверняка уже заметили, как она преобразилась. Однако работы по ее реконструкции все еще ведутся — все-таки речь идет о целых шести километрах от парка Шевченко до Аркадии, и преобразить ее всю и сразу попросту невозможно. На страницах нашей газеты мы не раз подробно рассказывали о масштабной реконструкции трассы, поэтому напомним о ней лишь вкратце. В завершенном виде проект ее благоустройства предусматривает создание дорожек для пешеходов, велосипедистов и бегунов, обустройство детских и спортивных площадок, улучшение освещения и многое другое.
Для пешеходов и бегунов планируется сделать дорожки шириной в два метра. Для велосипедистов — два с половиной метра.
Для электромобилей предусмотрены дорожки в три метра.
Планируется замена существующих опор освещения на новые парковые светильники, установка парковой мебели, статуй и урн, дополнительное озеленение.
Также, согласно проекту, на протяжении всей Трассы здоровья предусмотрен демонтаж старых общественных туалетов и размещение новых современных, и что немаловажно, бесплатных уборных. Будут установлены и контейнерные пункты для сбора мусора.
Причем городские власти сразу подчеркнули, что «каких-либо других зданий и сооружений вдоль всей трассы, равно как и движения автотранспорта, кроме технологического, не будет».
…А еще осенью, когда горожанам впервые был озвучен упомянутый план и представлены эскизы реконструкции, мэр Одессы Геннадий Труханов обратился к одесситам:
«В некоторых СМИ появилась информация о том, что Трассу здоровья планируется сделать проезжей частью.
Все это — не более чем домыслы и провокации. Трасса здоровья была, есть и будет пешеходной зоной!
Единственный транспорт, который будет ездить по трассе, — технологический, машины «скорой помощи» и электромобили, которые сегодня возят по этому маршруту отдыхающих.
Все спуски к Трассе здоровья будут благоустроены для передвижения пешеходов, велосипедистов и лиц с ограниченными физическими возможностями.
Здесь же отмечу, что склоны, территория парка «Юбилейный» не будут переданы в частную собственность, а останутся достоянием одесситов.
Как городской голова я держу на личном контроле вопрос благоустройства и организации транспортной развязки на Трассе здоровья. И надеюсь, что уже в ближайшее время Одесса получит обновленную трассу, достойную одесситов и гостей города».
Также из позитивных моментов, которые нельзя не упомянуть, это инициированная мэрией разработка детального плана территории приморских склонов от парка Шевченко до 16-й станции Большого Фонтана. План будет учитывать положения Генерального плана развития Одессы, предусматривающего создание на склонах парка «Юбилейный», что позволит наконец прекратить вырубку и застройку многострадального парка, за который также много лет сражались одесситы и которых наконец-то услышали.
Из чего можно сделать вывод: да, Одесса настрадалась — от нерадивых чиновников и природных стихий, однако постепенно, шаг за шагом Одесса возвращает себе статус курорта, жемчужины у Черного моря, чего она, конечно, заслуживает.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.017Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |