ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Измаильский порт: курс стабильный
06.06.2015 / Газета: Кур'єр тиждня (Ізмаїл) / № 61(1048) / Тираж: 10800

Морской торговый порт для Измаила сегодня – не только самое крупное предприятие, на котором трудится полторы тысячи измаильчан и жителей близлежащих сёл. Это, если можно так выразиться, показатель стабильности городского экономического организма. Хорошо идут дела в порту – значит, сотни наших земляков получают достойную зарплату, пользуются социальными благами, а также пополняется городской бюджет. А как обстоят дела на главном градообразующем предприятии сегодня? – с этим вопросом мы и отправились к директору ГП «Измаильский морской торговый порт» Андрею Ерохину.

- Андрей Юрьевич, в нынешнем году финансово-экономическая ситуация на возглавляемом вами предприятии характеризуется положительной динамикой. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

- Ситуация у нас стабильная, мы перевыполняем план по грузообороту. По состоянию на сегодняшний день (беседа состоялась 29 мая – И.О.) мы переработали 2 млн 120 тыс. тонн грузов, а плановое задание на 2015 год составляет 3 млн 220 тыс. тонн. Для сравнения: на аналогичную дату прошлого года объём перевалки грузов составлял 1 млн 290 тыс. тонн. Как видите, объём грузопереработки уже составил 66 процентов к годовому плану. Так что в сентябре т.г. нам придётся его корректировать в сторону увеличения, кстати, уже третий раз в этом году.

- Какие грузы преобладают в номенклатуре сегодня?

- В первом полугодии прошлого года нашим приоритетом была переработка украинских углей. Только по их экспорту рост в сравнении с поза-прошлым годом составлял 55 процентов. Однако в связи с событиями на Донбассе последняя отгрузка этих углей произошла как раз ровно год назад. Однако, как мы знаем, свято место пусто не бывает. В этом году 75 процентов перерабатываемых грузов составляет экспорт и 25 – транзит. В структуре экспорта преобладает железорудная группа. Это железная руда, окатыши Полтавского ГОКа, железорудный концентрат «АрселорМиталл Кривой Рог». Мы долго пытались заключить контракт с этой фирмой, убедить её в преимуществах грузопереработки через наш порт. В итоге доказали, что предложенный нами маршрут дешевле и эффективней. Украинские угли в этом году мы практически не перерабатываем, а те, что переваливаются через порт – это транзитные угли. Постепенно начинает оживать ситуация с химическими удобрениями, как украинскими, так и транзитными.

- За счёт чего удалось столь значительно нарастить грузооборот порта?

- Просто нужно работать. Сегодняшней динамике предшествовала напряжённая работа всего коллектива. Прежний опыт научил нас простой истине: нельзя зацикливаться на каком-то одном грузоотправителе. Когда доминирует один поставщик, может наступить момент, когда из-за каких-то, возможно, политических амбиций он может щёлкнуть пальцами — и грузопоток иссякает. Именно поэтому наша команда решила поменять логистическую схему, стала стремиться диверсифицировать риски, найти новый круг грузоотправителей и постоянно доказывать, что мы на Дунае лучшие, что схема грузопереработки через Измаильский порт самая эффективная, быстрая и экономически обоснованная. Такая политика позволяет нам жить, развиваться и двигаться дальше.

- Андрей Юрьевич, с судами каких стран вы в основном работаете, и какова доля флота Украинского Дунайского пароходства в этом потоке?

- В основном с румынскими судами. Это объясняется тем, что каждая страна старается максимально защитить свои национальные интересы. Учитывая, что большую долю грузопотока для нас обеспечивает Полтавский ГОК, работаем с австрийским и венгерским флотом, который так же, как и горнообогатительный комбинат является собственностью «Феррэкспо». Измаильский порт перерабатывает грузы «АрселорМиталл Кривой Рог» для Румынии, эти грузы доставляются румынскими судами. Мы довольны сотрудничеством с румынскими партнёрами. Они работают очень эффективно, быстро, грузы никогда не залёживаются в порту.

Доля флота УДП на сегодняшний день небольшая. Сначала пароходство вело подготовку к контракту по перевозке окатышей Полтавского ГОКа, который должен был обеспечить до 40 процентов грузопотока на австрийский Линц. Однако по неизвестным нам причинам он не состоялся.

- Каковы планы нынешнего года по обновлению основных средств?

- В этом году мы планируем приобретение новой техники и капитальный ремонт кранов. Уже прошли торги по закупке трактора типа «Кировец» украинского производства. Мы капитально отремонтировали толкач, вы были на церемонии освящения судна. До конца года планируем капремонт второго толкача и пяти кранов. Плюс на сегодняшний день завершаются работы по модернизации ещё одного крана. Дальше, может быть, не ограничимся этими планами. Как я уже говорил, мы идём с серьёзным перевыполнением финансового плана, и это позволяет задумываться о большем – может быть о ремонте ещё пяти кранов.

- Иными словами, ваше предприятие является прибыльным…

- Да, безусловно. По итогам первого квартала нынешнего годы мы вышли с прибылью в 42 млн грн.

- С аннексией Крыма на сегодняшний день количество морских торговых портов в Украине сократилось на одну треть. Скажите, это обстоятельство как-то повлияло на показатели грузопереработки в нашем порту?

- Учитывая, что мы в основном работаем с рекой, на нас это практически никак не отразилось. После событий в Крыму нарастили свои показатели главным образом порты Большой Одессы (собственно, Одесский, Ильичёвский и порт Южный).

Единственный новый груз, который к нам пришёл, это известняк. Причём, это значительные объёмы – в 2015 году мы уже переработали около 267 тыс. тонн.

- Как вы оцениваете эффективность разделения функций между портами и Администрацией морских портов Украины (АМПУ)?

- Сегодня я не могу сказать, что создание АМПУ было неправильным шагом. Путь в целом был выбран правильный, однако может быть какие-то детали были не совсем правильно имплементированы. Это вполне объяснимо: администрация ещё находится в поиске, в конце концов, подобного опыта в морской транспортной отрасли в Украине никогда не было. Но, как говорят, богу – богово, кесарю – кесарево. У нас разные, не пересекающиеся функции: порт зарабатывает деньги переработкой грузов, администрация реализует свои функции за счёт обязательных сборов (причальных, корабельных, административных, санитарных и проч.) и предоставления сервитутов. Аккумуляция собранных средств в одних руках позволяет АМПУ лучше, чем было прежде, планировать, скажем, стратегию дноуглубительных работ. Сегодня она производится в одном порту, завтра – в другом.

Хочу отметить, что Измаильский порт относительно безболезненно пережил произошедшую реорганизацию. Если в более крупных портах размер портовых сборов доходил до 65 процентов от их общего дохода, то у нас в разные годы составлял от 4 до 8. Поэтому в сравнении с ними мы были более готовы к работе как стивидорная компания.

- Кстати, вы коснулись вопроса дноуглубления. Некоторое время назад подобные работы осуществлялись и в нашем порту. Они уже завершены?

- Несколько месяцев назад мы действительно обращались с этим вопросом к народному депутату Александру Урбанскому. Он нам помог, работы по дноуглублению были начаты в районе входа в затон нашего второго погрузрайона. Однако позже в связи с нерестом рыбы они были приостановлены. На днях работы будут возобновлены. Помимо затона, в дноуглублении нуждается участок причальной стенки второго погрузрайона в излучине Дуная, здесь акватория сильно заиливается. Глубины здесь будут доведены до эксплуатационных параметров (от 3 до 5 м – И.О.). Я думаю, что эти работы будут завершены уже через месяц.

- Существуют ли в коллективе проблемы с выплатой заработной платы?

- Никакой проблемы нет. Мы платим каждую неделю. По итогам месяца сотрудникам выплачиваются премии.

- А каков на сегодняшний день уровень средней зарплаты в порту?

- По этическим соображениям я не стану называть абсолютные цифры, отмечу лишь, что подобной зарплаты с премиальными нет нигде в городе (не для печати всё же руководитель мне эту цифру назвал, и оказалось, что она в разы превышает размер средней зарплаты по Измаилу – И.О.).

- Насколько выполняются пункты коллективного договора, касающиеся социальных гарантий портовикам?

- Они выполняются на все сто процентов. Каждый работник, уходящий в отпуск, получает на оздоровление один оклад; пенсионеры при выходе на заслуженный отдых в зависимости от выслуги лет – несколько окладов. Возобновлена выдача беспроцентных ссуд на лечение тяжёлых заболеваний и на обучение портовиков в профильных вузах.

Летом 80 детей работников порта за счёт профсоюза будут оздоровлены на море (родительская плата составит только 10%), действует система льгот по санаторно-курортному лечению работающих.

- В год 70-летия Победы ветеранов не забыли?

- Участников боевых действий мы поздравили, выделили им одноразовую материальную помощь в размере 2,5 тыс. грн, вручили по два больших пакета продуктовых наборов, приглашаем на различные мероприятия, в том числе на отдых на нашу базу «Портовик» в Озёрном.

- Кто, по вашим данным, проявляет реальный интерес к анонсированной правительством грядущей приватизации Измаильского порта?

- Откровенно могу сказать, что очередь к нам не стоит.

- А почему, на ваш взгляд? Всё-таки граница с Евросоюзом, крупнейшая транспортная артерия…

- Потому что это связано с большими рисками. Мы в основном поставляем на рынки Европы сырьё, поэтому очень зависим и от поставщиков, и от грузополучателей. Если предприятие, поставляющее или получающее сырьё, остановилось, грузопоток может упасть где-то процентов на 40.

- В завершение хочу задать неудобный вопрос. На вашем предприятии существует альтернативный профсоюз «Защита справедливости» во главе с Сергеем Стынкой. Отношения с ним, насколько известно, у администрации складывались непросто. А как сейчас?

- У меня взаимопонимание есть со всеми. Профсоюзы существуют для того, чтобы отстаивать интересы трудового коллектива. Однако есть диалог конструктивный, а есть деструктивный. С профсоюзом, который возглавляет Александр Шубин, у нас конструктивный диалог, и когда нам было плохо, и сейчас. С Сергеем, к сожалению, пока такого взаимопонимания нет. Не нужно питаться непроверенными слухами, если есть вопросы, приходите, я готов ответить на все.

Автор: Беседовал Игорь ОГНЕВ


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту