![]() |
|
![]() |
![]() |
От правительства люди ждут реформ. Прежде всего, в экономике, здравоохранении, социальном обеспечении. Но нам под видом реформ зачастую преподносят далеко не первоочередные меры. И порой они выглядят так, словно власть хочет переложить свои проблемы на плечи населения. Так было с поспешно начатой, но так и незавершенной реформой системы здравоохранения, с необоснованным резким повышением коммунальных тарифов, с новациями в пенсионной области. Теперь вот дело дошло до жилья.
Уже с первого июля нынешнего года вступает в силу Закон Украины *06 особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме*. В отличие от других он был принят довольно быстро и без особого пропагандистского шума. Мы, как говорится, и оглянуться не успели, как нас обязали участвовать в капитальном ремонте своих многоквартирных домов. Через создание ОСМД или найма управляющего заботиться о содержании дома и прилегающей территории. Но почему-то забыли о том, что практически не выполняется закон «Об объединениях совладельцев многоквартирного дома*, согласно которому все нежилые помещения в доме дол-жны принадлежать тому же ОСМД, что при создании такой организации государство или муниципалитет должны провести первый капитальный ремонт. А главное, обеспечить землеотвод, выдачу технического паспорта. Словом, нас поспешили сделать собственниками того, чего на самом деле нет. Сейчас наши «очильники» не натешатся своим решением, считая, что сделали добро людям. Наверное, они и мысли не допускают, что своими поспешными действиями только внесли сумятицу в и без того непростые имущественные отношения. Поскольку новый закон в ряде случаев противоречит принятым ранее и совершенно не учитывает реального положения дел. Например, того, что собственниками своего многоквартирного дома большинство жителей будут только на бумаге, потому что мало где оформлен землеотвод и определены границы прилегающей территории. А многие нежилые помещения, в том числе чердаки и подвалы, которые могли бы давать хоть какие-то поступления на содер-
жание домов, проданы коммерсантам. И теперь в них расположены магазины, бары, мастерские и т.д. Хотя на момент их приватизации действовал закон «Об ОСМД*, объявлявший эти помещения общим имуществом совладельцев многоквартирного дома.
Закон «Об особенностях права собственности в многоквартирном доме» объявил ОСМД неприбыльными организациями и освободил их от уплаты налогов. Однако неприбыльными они были давно. Но официальный статус таковых получили, надо понимать, только тогда, когда получение маломальской прибыли с многоквартирных домов стало невозможным в силу распродажи и захвата всего и вся. Остались лишь расходы, которые по недоброй традиции власти решили возложить на население. Дескать, хозяйствуйте по-европейски.
Председатель Верховной Рады Владимир Гройсман объявил новый закон реформаторским, способным разрушить монополию ЖЭКов. Однако есть сомнения в том, что этот закон окажется дееспособным и, действительно, будет во благо людям, а не чиновникам, давно норовившим снять с себя ответственность за состояние жилого фонда. За примерами далеко ходить не надо. Взять хотя бы нашу Одессу. Здесь много старых и аварийных домов, в которых создание ОСМД невозможно в принципе. Следовательно, людям, решившим отказаться от услуг ЖЭКов, придется проводить общие собрания для решения вопросов о найме управляющей компании или своего рода дворецкого. А есть ли на рынке таких услуг достаточно подготовленные кадры? В свое время по инициативе городских влас-
тей некоторое количество потенциальных управдомов прошли курсы в Строительной академии и в Политехе. Но это капля в море. И грамотных управляющих сегодня можно сосчитать на пальцах одной руки. В противном случае, они нашли бы работу в тех же ОСМД и даже ЖЭКах, большинство из которых сегодня испытывают кадровые затруднения.
Перед тем, как принимать закон, затрагивающий интересы большинства жителей, следовало бы публично обсудить его проект. А параллельно вести подготовительную работу для его реализации. Ведь в той же Одессе землеотводы имеют лишь считанные дома, как и оформленную техническую документацию. Это работа не одного дня и ею следовало заниматься по крайней мере с начала нынешнего года. Однако поспешность в решениях, похоже, опять может привести к тому, что все получится по Черномырдину — хотели как лучше, а получилось как всегда.
Реформаторы ссылаются на опыт некоторых постсоветских стран, где перестройку в жилищной сфере провели довольно быстро и теперь, дескать, живут припеваючи. Но не все так однозначно. В свое время мне довелось встречаться с делегацией эстонского города ГІярну, где тоже отказались от ЖЭКов и права собственности в многоквартирных домах предали жильцам. Оказывается, и землеотводы, и техническую документацию там разрабатывали на деньги ЕС. А кто у нас профинансирует подобные работы? Вопрос риторический. Поэтому строки закона о том, что совладельцы многоквартирного дома имеют право свободного доступа к технической документации, сегодня читаются как насмешка. Да что там техпаспорта, большинство наших домов не оборудованы даже приборами учета воды и тепла. И потому жильцы вынуждены переплачивать втрое в сравнении с теми, где такие счетчики есть. А где гарантия того, что оформленные совладельцами многоквартирных домов землеотводы в дальнейшем не приведут к уплате земельного налога — это ведь сегодня мы от него освобождены, а завтра все может быть иначе. Ведь у нас ничего нет постоянного.
Словом, новый закон оставляет больше вопросов, чем дает ответов. Ясно одно, что в условиях экономического кризиса нам придумали еще одно ярмо.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.008Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |