ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Лицензионные условия
20.06.2015 / Газета: Одесские известия / № 54(4764) / Тираж: 18937

Предметом беспокойства директоров посреднических компаний по трудо­устройству за границей стали лицензионные условия, по которым им предстоит работать. В марте был принят Закон Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности». 28 июня сего года он вступит в силу. Практики морского трудоустройства внесли в документ ряд поправок.

Еще в марте в Одессе по этому поводу прошло заседание, инициированное Министерством инфраструктуры. За круглым столом состоялись дебаты по поводу того, каким быть лицензированию. Значимость обсуж­дения усиливала возможность того, что Украиной будет принята Конвенция Международной организации труда «О труде в морском судоходстве», написанная в 2006 году. Она еще называется Сводной, поскольку объединяет 35 разных морских конвенций.

Мартовское заседание собрало сторонников ее ратификации. И выяснилось, что на пути к принятию Конвенции стоит необходимость внести немалое количество изменений в украинское законодательство. Иначе конвенционные стандарты не приживутся в нацио­нальном правовом поле. Тем более что для Кабмина и Верховной Рады Украины ратификация не является первостепенным вопросом. Парадоксальным выглядит даже само намерение принять документ о судоходстве в стране, где судоходство практически отсутствует, поскольку давно утерян торговый флот.

Тем не менее на мартовской встрече были рассмотрены поправки, которые, по мнению присутствующих, в частности, членов Всеукраинского объединения крюинговых компаний, должны изменить в лучшую сторону положения Лицензионных условий. Наведение правового макияжа было продолжено на очередном заседании в апреле, опять же – в Одессе. Его организаторами в этот раз выступили Общественный совет при Минсоцполитики Украины и Федерация морских профсоюзов Украины. Помимо членов ВОКК, были приглашены руководители Минсоцполитики и Госслужбы занятости Украины.

По словам последних, их ведомствам не чужда тема вживления в национальное законодательство новых положений, содержащихся в Сводной Конвенции. Но понятна ли? Так, с первых аккордов дискуссии ее смогли продолжать всего несколько человек. По сути это была дискуссия адвокатов.

Ее основой послужил проект Лицензионных условий, разработанный директором юридического бюро «Сергеевы» Юрием Сергеевым. Необходимость его объяснила адвокат Ольга Белявская.

– Если мы не «причешем» эти условия и не приведем нормы документа в соответствие с нашим законодательством, то он просто не будет работать, – сказала юрист. – Так, в корректировке нуждаются как минимум пять статей Кодекса торгового мореплавания Украины.

Достижением мартовской встречи можно считать вывод о том, что необходимо сохранить систему лицензирования. И что посредники в трудоустройстве за границей не устраивают моряков «на работу», как было сказано в изначальной редакции Лицензионных условий. Они лишь оказывают помощь в поисках судовладельца, то есть посредничают. Трудоустройство на работу исключено, поскольку посредники не имеют своих судов и не могут устраивать моряков на работу.

Пересмотрен ракурс Сводной Конвенции, по которому моряки выделяются в отдельную категорию трудовых мигрантов. Иначе пришлось бы функции лицензирования посредников передать от МСП Министерству инфраструктуры. И выдавать две лицензии одному посреднику: на оказание услуг в трудоустройстве всех специалистов и особо от прочих – морякам-«подфлажникам». Это усложнило бы систему выдачи разрешений и контроля за трудовой миграцией в несколько раз.

Принципиальным также остается вопрос о том, могут или не могут посредники брать плату за услуги в поисках работы, оказываемые морякам. Советник генерального директора ВОКК Василий Гусечко напомнил, что понятие «посредничество в трудоустройстве» в Украине закреплено законодательно. И в частности, в статье 38 закона о занятости как раз и говорится об этой возможности брать по прейскуранту деньги за услуги. В противовес Сводная Конвенция это запрещает. И огульное ее введение пагубно отразится на посредничестве, вплоть до полного его уничтожения.

Обсуждение проблем, связанных с возможной ратификацией Сводной Конвенции, выдвигает на повестку дня насущный вопрос создания компетентного органа, контролирующего соблюдение ее положений у нас в стране. И будет ли он одновременно являться органом лицензирования? Как будет в свете Конвенции регулироваться не охваченное лицензионными условиями трудоустройство моряков под флагом Украины? Как менять КТМ в соответствии с Конвенцией, если его действие распространяется исключительно на суда под украинским флагом? Наконец, захочет ли Верховная Рада принять предлагаемые поправки? Теперь на эти вопросы попытается ответить рабочая группа, избранная на апрельском заседании в Одессе.

Автор: Владислав Китик


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту