ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Кто плюет на закон?
27.06.2015 / Газета: Одесские известия / № 68(10182) / Тираж: 18937

Уже несколько лет в Саратском районе так называемые нелегалы-пассажироперевозчики безнаказанно «снимают сливки» на официальных транспортных маршрутах. О таких противоправных действиях и нарушении закона об автотранспорте достоверно осведомлены и силовые структуры, и местные органы власти. Но воз и поныне там.

Ориентировочно подсчитано, что из-за нелегальных перевозок бюджет области теряет ежегодно до 60 миллионов гривень. Аналогичная, хотя и отличающаяся по суммам, ситуация отмечается и в других регионах страны. Сегодня в интернете можно отыскать ошеломляющие цифры: из-за деятельности нелегитимных перевозчиков Госбюджет Украины ежегодно недополучает миллиарды гривень. И это тогда, когда в цене каждая бюджетная копеечка!

Разумеется, бизнес с колоссальным оборотом денег не является «беспризорным» по определению. В обществе давно существует устойчивое мнение, что без официальной «крыши», льющей воду на мельницу нелегалов, ситуация выглядела бы абсолютно иначе. Но пока государство не вернуло нелегальных перевозчиков в правовое поле, а коррупция процветает, пассажиров перевозят в разных «системах финансовых координат».

Легальные перевозчики, работающие по общей системе налогообложения, обслуживают регулярные маршруты на законных основаниях. Они лицензированы, оплачивают сборы автостанциям, содержат требуемый штат сотрудников с предоставлением социального пакета, берут даже непосильные кредиты для обновления автопарков, обеспечивают надлежащее состояние техники, выполняют текущие законодательные требования, включая предрейсовый медосмотр водителей, и т.д.

Частные предприниматели, действующие по упрощенной системе налогообложения, работают на едином налоге, что значительно дешевле вышеуказанных затрат. Для них допустимо иметь в личном автопарке не более трех транспортных средств и предоставлять услуги нерегулярных пассажирских перевозок, то есть «рейсы под заказ». Именно в таком хрупком месте ломается тонкий законодательный лед. Некоторые «единщики» выезжают на «накатанные» регулярные маршруты и кладут прибыль (не соответствующую их налогообложению) в собственный карман. Их именуют «серыми нелегалами». Существует и другая особая категория. Это пираты-ловкачи, которые не утруждают себя ни налогами, ни лицензиями.

В последнее время рост количества ДТП, порой с тяжелыми и непоправимыми последствиями, регистрируется именно в среде нелегалов. Бесконтрольная работа вне правового поля, изношенные грузовые микроавтобусы, переоборудованные в междугородние марш­рутки, несоблюдение требований безопасности перевозок становятся причинами аварий с многочисленными человеческими жертвами. И, безусловно, без покрытия страховой гарантии для пострадавших пассажиров или их родственников.

В деловых папках руководства Саратского АТП-15166 накопилось достаточное количество копий обращений и жалоб о том, как нелегалы нещадно дерибанят внутрирайонные и междугородние маршруты. Несколько лет профессиональные автомобилисты били во все колокола, писали в правоохранительные и налоговые структуры, в органы власти разного уровня. Увы, все безуспешно. Глядя на безнаказанность, нелегальные перевозчики плевали на закон, вырывая живую копейку, где только возможно.

Сложно поверить, но жители Кривой Балки за проезд шестикилометрового, практически полностью разрушенного, участка дороги от трассы Одесса – Рени до их небольшого села платят нелегалу по 50 гривень каждый. Особенные барыши достаются в осенне-зимний период. В снег и дождь сельчане платят щедро, не дожидаясь рейсового автобуса.

Еще один джентльмен удачи в Саратском районе в течение шести лет незаконно облегчал кошельки пассажиров по дороге от села Меняйловка. При этом он не ограничивался короткими дистанциями. Не имея законных оснований и соответствующих документов, нелегал подлаживал движение своего личного «мерседеса» под расписания официальных маршрутов до Одессы и обратно. Разборки на эту тему, как и сама история, продолжались почти шесть лет.

– Свой «карманный» маршрут житель села Меняйловка Юрий Знаковян соединил с двумя официально утвержденными маршрутами «Александровка – Одесса» (берет начало в соседнем Тарутинском районе) и «Староселье – Одесса», – рассказывают юристы ООО «Саратское АТП-15166». – Оба маршрута проходят по нашему району, охватывая села так называемой немецкой балки. На этом направлении два лицензированных маршрутных автобуса выполняют по одному ежедневному рейсу в 05.00 и 16.00. Но нелегал из Меняйловки выскакивал впереди рейсовой маршрутки, выхватывал пассажиров, успевая за один день обернуться в Одессу и обратно дважды. А наши водители оставались без заработка.

Вначале, когда складывалась такая неприглядная ситуация, руководство Саратского АТП-15166, стараясь сохранить лицо авторитетного транспортного предприятия с более чем полувековой историей, предложило нелегалу оформить трудовой договор на вполне законных основаниях для работы на том же маршруте. Но такой вариант меняйловскому «шумахеру» не сгодился.

– Еще бы! – слышу от водителей Саратского АТП, – у него на задней оси по одному скату стоит, а по техусловиям требуется по два. Это же в какие затраты придется войти! Гораздо легче пиратским способом обирать пассажиров. А нам приходится тратить бензин, изнашивать резину и перевозить один воздух, ничего не зарабатывая. Мы ведь не имеем права отказаться от плановой поездки даже при отсутствии пассажиров!

После этого, как говорится, засучив рукава, АТП обратилось с жалобами во все мыслимые и немыслимые инстанции. Обращения направили в областную и районную прокуратуру, областную транспортную инспекцию и в ряд региональных управлений. Вот уже шесть лет подряд администрация Саратского АТП-15166 в недоумении разводит руками. Возникает вопрос: действуют ли в стране изданные для всех законы, или же они обязательны только для законопослушных граждан и предприятий?

Не менее странным для понимания оказался очередной текст ответа из областной транспортной инспекции, полученный автопредприятием в июне 2015 года. В письме указано, что в настоящее время действует мораторий на проведение проверок. И пока пресечь правонарушения нелегала-перевозчика возможным не представляется. Но в следующем абзаце транспортные чиновники успокоили: обязательно учтут обращение АТП по нелегалу и забьют ссылку на этого нарушителя в график будущих потенциальных проверок.

В том же письме (обнаруживая хорошее знакомство с предметом) сообщено дополнительно, что во время рейдовых проверок за период с 2008 года на Юрия Знаковяна было составлено восемь протоколов. По ним вынесено предписание по устранению нарушений законодательства об автомобильном транспорте, которое так и не было выполнено. А также семь постановлений о применении к Знаковяну финансовых санкций на сумму 11 тысяч 900 гривень. К слову, как сказано в письме облтрансинспекции, виновник по сей день не уплатил ни единой копейки штрафа! Кроме того, в документе сообщено, что в 2011 году Знаковяна по результатам проверки соблюдения лицензионных условий проведения хозяйственной деятельности лишили лицензии.

P.S. Когда материал готовился к печати, стало известно, что Ю. Знаковян в текущем июне 2015 года сумел получить лицензию и лицензионные карточки на два личных автомобиля «мерседес» в соседнем Татарбунарском районе. Базовое техобслуживание он теперь получает там же. Казалось бы, в юридическом аспекте все налаживается. Но наличие лицензии не дает этому водителю права работать на паспортизированном маршруте, закрепленном тендерной процедурой за Саратским АТП. Что же остается? Верить на слово, что Знаковян не станет прибегать к прежней порочной прак­тике? Или решить вопрос на высоком законодательном уровне и поставить всех перевозчиков в одинаковые условия?

Автор: Татьяна Гуричева


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.007
Перейти на повну версію сайту