![]() |
|
![]() |
![]() |
Нельзя спешить с выполнением Закона Украины «О добровольном объединении территориальных громад». Добровольная реформа должна прежде всего учитывать мнение людей, а не превращаться в политический трюк с целью отвлечения внимания соотечественников от социальных проблем, заявляют наши читатели из Одесского региона.
Как села лишают стержней
– МНОГИЕ не понимают, какие преимущества даст децентрализация простому человеку, – говорит агроном Сергей Михеев из Балтского района. – Ведь из-за неумело проведенной реформы АПК пострадали уже все сельские районы страны. Ликвидация колхозов, совхозов, перерабатывающих предприятий не просто лишила многих людей работы, но и оставила без своеобразного центра, объединявшего всех. В создавшейся ситуации своеобразными стержнями в селах продолжали оставаться школы, клубы, дома культуры. А новая реформа может оставить часть сел и без этих стержней.
Например, к селу Городнее Болградского района, согласно плану, должны примкнуть Новые Трояны, Дмитровка и Александровка. В объединенной громаде окажутся 15 600 человек. На сегодня во всех четырех селах функционируют детские сады, школы, дома культуры, амбулатории семейного типа. И селяне резонно беспокоятся, что после объединения могут потерять многие из социальных объектов. Если оставить лишь два детских сада, половину детей придется возить в другие села. Понадобятся расходы на транспорт, горюче-смазочные материалы. И хотя в результате сокращения детсадов получится небольшая экономия, неудобств она людям доставит немало.
Председатель Червонознаменского сельсовета, находящегося в Ивановском районе, Иван Войников считает, что село Белку, которое хотят присоединить к Червонознаменке, было бы логичнее объединить с райцентром Ивановкой, к которому Белка ближе. А для Червонознаменки напрашивается объединение с находящимися в трех-шести километрах небольшими селами Великомихайловского района. Однако территориальную реформу почему-то упорно проводят по районному принципу, хотя в ходе ее сами районы попросту исчезнут.
Резкую критику план объединения территориальных громад региона, на который уже получено предварительное согласие Кабинета министров, вызвал и у депутатов Одесского облсовета. Отправляя его на доработку, депутаты отмечали, что проект объединения громад не учел мнение и интересы населения. Особенно много проблем может возникнуть на юге региона, где предлагается объединить в одну громаду села с жителями разных национальностей и вероисповеданий. Один из депутатов даже заметил: «Если бы я был конспирологом, то сказал бы, что это талантливейшая попытка вражеской разведки навсегда дестабилизировать ситуацию в Одесской области».
Депутаты Измаильского райсовета, как и их «областные» коллеги, не согласились с предлагаемой схемой планировки территории района, которая, кстати, уже получила одобрение у киевских чиновников, и отправили ее на доработку. Несколько сидевших в сессионном зале руководителей сельских громад заявили, что их пожелания и коррективы не были отражены в схеме. Против поспешной территориальной реформы выступают многие жители Болградского района, переживающие за то, что перемены лишат их ряда объектов социальной инфраструктуры, создававшихся многие годы.
Вступили в противоречие с Конституцией
ОПРЕДЕЛЕННЫЕ сложности в проведении территориальной реформы возникают из-за кадровых проблем. По словам начальника Госкомземагентства в Одесской области Андрея Волкодава, из 1176 населенных пунктов региона границы определены у 1055. В то же время многие из этих сведений не соответствуют фактическому состоянию дел и требуют изменений. «И хотя с 2012 года порядок оформления документации упростился, – говорит Андрей Волкодав, – им до сих пор не воспользовался ни один сельсовет. Скорее всего, это связано с недостатком как финансирования, так и квалифицированных специалистов на местах». Данную тему продолжает начальник отдела по вопросам природопользования областного совета Николай Дремов.
– В соответствии с Земельным кодексом местные советы имеют целый ряд полномочий в сфере земельных отношений, – отмечает Дремов. – Однако для исполнения подобных полномочий необходим и соответствующий уровень знаний специалистов-землеустроителей, которые входят в состав органов местного самоуправления. Пока же в 506 советах разного уровня лишь 15 процентов землеустроителей имеют требующееся профессиональное образование. Есть даже 35 вакансий. Этим, в частности, объясняется и большое число жалоб граждан по земельным вопросам. О какой децентрализации власти можно говорить при подобном кадровом обеспечении?
Возмущает обратившихся в «Рабочую газету» и то, что авторы Закона «О добровольном объединении территориальных громад» вольно обращаются с Конституцией. Ведь проекты решений относительно добровольного объединения территориальных громад следует подавать на проверку в облгосадминистрацию. «Конституция Украины, – говорит юрист Игорь Миронюк, – не предполагает возможности осуществления превентивного контроля проектов решений органов местного самоуправления со стороны органов исполнительной власти или утверждения ими таких проектов. Если же эти решения не будут соответствовать Конституции или законам Украины, они, естественно, в установленном порядке обжалуются в суде».
А чиновникам Кабмина, похоже, хочется побыстрее отчитаться об успешном проведении реформы. И вот уже поступил сигнал о том, что если Одесский областной совет своевременно не одобрит перспективный план объединения, тем самым он фактически перекроет возможность получить некоторые финансовые ресурсы общинам, которые решат объединяться. В общем, чиновники продолжают настаивать на быстром «добровольно-принудительном» объединении громад.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |