ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Нулевое земледелие
04.07.2015 / Газета: Одесские известия / № 58(4768) / Тираж: 18937

Сельскохозяйственные растения – как дети: они капризничают, мерзнут, боятся хулиганства сорняков, нуждаются в подкормке, их нужно оберегать от хвори.

Весна, порадовавшая земледельца дождями, насторожила холодом. Если обилие влаги обеспечивает колосьям рост, то ее избыток, особенно в сочетании с низкой температурой, провоцирует развитие болезней. Например, таких, как мучнистая роса, которая может закончиться корневой гнилью. Теперь, летом, это позади. Но забота остается.

– Пагубно повлиять на развитие растений может даже внесение минеральных удобрений нужных для подкормки, – говорит представитель Раздельнянского отделения Ассоциации фермеров Одесской области Виктор Поштаренко. – Содержащийся в них азот соединяется с атмосферным кислородом, растение дышит. Начинается ускоренное деление клеток, и стебель активно идет в рост. Но от этого слабеет его иммунитет, и росток слабее противится действию вирусов.

Наступает момент, когда земледелец должен стать фито-айболитом. И, как малому ребенку, давать лекарства весенним зерновым культурам. Раздельнянские фермеры считают, что в таких случаях хорошо помогают фунгициды. Такие, например, как «Фитолекарь», «Феникс», которыми опрыскивают поля. А чтобы они лучше усваивались, их необходимо вносить в комплексе с витаминами. Влага растворяет эти органические стимуляторы. И с потеплением начинается буйная всхожесть.

Тут бы фермеру и передохнуть! Но от пригрева солнышка возникает парниковый эффект. Растение парует, «жирует» и… снова нуждается в лекаре.

– Экономическая смекалка подсказывает толковому аграрию, что нужно совмещать опрыскивание фунгицидами с одновременным использованием листовой подкормки. Чтоб даром второй раз трактор не гонять, – подсказывает В. Поштаренко. – Хорошо в раствор-лекарство добавить килограммов по 15 карбамида. Особо для раздельнянских почв подходят гуматы – вытяжка из торфа. Получается масса, которую, как кашу с ложечки, впитывает лист. Есть еще препараты типа «Вымпел»: и поддержат, и подлечат.

Следующий этап – обработка зеленого поля, находящегося в стадии полного кущения, гербицидами. Не сделаешь этого – жди массированной атаки сорняков, той же «едучей» амброзии. Управой на бурьян может стать «Гранстар» – самый доступный (то есть дешевый) препарат. Есть и другие, которые уничтожают сорняки и не вредят зерновым. Но они дорогие. В. Поштаренко добрым словом отзывается о таких химикатах, как «Прима» (стоимость – 17 долларов за литр, чего хватит на обработку 2 гектаров), «Балерина» (15 долларов за литр – на 2,5 гектара), «Агент» (12 долларов затрат на 2 га). «Золотым» средством в прямом и переносном смысле становится нитроаммофос. Но для того чтобы ему остаться в почве после сбора урожая и продолжать ее подпитку, его нужно внести килограммов по 300 на каждый гектар. Поскольку фермерам хватает финансовых средств едва на 100 кг, то они обеспечивают успех только при выращивании одного урожая. С учетом стоимости селитры –

10-11 тыс. гривень на тонну произведенного зерна – об этом виде удобрений большинство фермеров и не заикаются.

А вообще-то притчей во языцех уже несколько лет является неуклонное удорожание всех этих полевых микстур и питательных смесей, ГСМ, запчастей к технике. И рад бы земледелец в передовики, да цены не пускают.

Рентабельность сельскохозяйственного производства уменьшилась с 54% до 10%, о чем было сказано на семинаре в Одесском государственном аграрном университете, в работе которого принимал участие заместитель министра аграрной политики Украины. Цены на закупку зерна у фермеров трейдеры хоть и подняли, но это для галочки: ведь разница гораздо ниже суммарной величины новейших тарифов на удобрения и дизельное топливо, формирующих затраты на выращивание урожая.

Можно ли вырваться из этого хитросплетения цен и пропорций?

В Украине сконцентрировано 38% всего чернозема планеты. Но это богатство теперь уничтожается. За 25 лет содержание гумуса в украинской почве снизилось с 7-8% до 3,5%. Если дойти до полутора процентов, земля станет бесплодной.

– Сами себя грабим, – говорят старые землепашцы.

Но представители нынешнего аграрного бизнеса не слушают стариков и эксплуатируют землю по нулевой технологии. То есть, что в рот, то и спасибо. Сегодня собрали, продали! А завтра что? Еще лет 5-7 такой борьбы за прибыль от урожая, и точка невозврата к плодородию будет пройдена.

Пока не поздно, не вспомнить ли труды почвоведа-агронома Василия Вильямса, который ратовал за травопольную систему земледелия, согласно которой в качестве регенераторов почвы необходимо высаживать многолетние травы. К примеру, козлятник, эспарцет (семейство бобовых) восстанавливают плодородные способности почвы. И нужно, чтобы не менее половины земель отдыхало от посевов зерновых, зеленея травами. Одновременно они являются культурными пастбищами – неотъемлемой составляющей развития животноводства, способствующего накоплению столь необходимых запасов гумуса.

Автор: Владислав Китик


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.004
Перейти на повну версію сайту