ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Лучшая помощь – когда не мешают
11.07.2015 / Газета: Одесские известия / № 60(4770) / Тираж: 18937

Одной из самых продуктивных и жизнеспособных в национальной экономике остается морская отрасль. Подтверждением этого стали результаты работы морских предприятий за 2014 год, названные во время подведения итогов VIII Национального морского рейтинга Украины.

По словам министра инфраструктуры Андрея Пивоварского, приехавшего на церемонию награждения в Одессу, 72 победителя в разных номинациях составляют сегодня цвет морехозяйственного комплекса страны. Так, при всех ударах по украинской экономике порты увеличили грузооборот на 4%. Тенденция не потеряна и в 2015 году: за два месяца перегрузка возросла на 2,9%.

Николаевский порт становится конкурентом Одесского. А порт «Южный», благодаря доведению проходных глубин до 18,5 метра, стал самым глубоководным и одновременно самым престижным на Черном море. Громадные балкеры-«кейпсайзы» грузоподъемностью по 200 тысяч тонн обрабатываются у причала в один прием без последующей дозагрузки на рейде.

Открываются новые терминалы, строятся причалы, возрождаются судостроительные верфи, переваливаются дополнительные тонны, названные благодаря их доходности золотыми.

– Европейские менеджеры завидуют нашему движению по восходящей. Желаю компании «Трансинвестсервис», чей генеральный директор Андрей Ставницер признан лучшим в номинации «Человек года», чтобы она оставалась ведущим предприятием отрасли, – сказал министр.

И добавил, что двери Министерства открыты для новаторских предложений и инвестиционных проектов.

Тем не менее не обошлось без галантной, но существенной критики. Второй номинант, стоящий у руля компании «Бруклин-Киев», Юрий Губанков заметил, что не кто иной как министерские рутинеры мешали строительству в Одесском порту зернового терминала, в который компания вложила 60 млн долларов. Он выразил надежду, что впредь транспортное ведомство пересмотрит свою политику сдерживания и ограничения действующих стивидоров.

– И если мы все же добились того, что можем в сутки перегружать до 16 тысяч тонн зерна, перевозимого в контейнерах, то это не благодаря, а вопреки, – заключил

Ю. Губанков. – Так что пока лучшая помощь – когда не мешают.

Объективно на ситуацию смотрит и третий номинант морского рейтинга – заместитель министра инфраструктуры Юрий Васьков. Он находит, что динамика роста в отрасли снизилась. Поэтому первоочередная задача – реанимировать былые результаты. Он предложил пакет реформ морского хозяйства, которые позволят больше заинтересовать инвесторов и поспособствуют практическому воплощению в жизнь новых проектов.

– Успехи радуют, но ситуация отрезвляет, – продолжил оценочный анализ почетный президент Одесского порта Николай Павлюк. – По отрасли положение малоудовлетворительно. Например, министр мог почувствовать дискомфорт, едва проехал с инспекцией по припортовым дорогам. А в самом порту они так разбиты, что по большому счету движение по ним следовало бы запретить. Первоочередными мерами для преобразования отрасли должны стать также вопросы децентрализации, оптимизация управления. Пора прекратить развал, который вносит закон о госзакупках через тендер, когда приобретение каждой бочки солярки нужно согласовывать с вышестоящими инстанциями. Совсем плохо, что финансовые планы портов утверждаются в ноябре, когда время рассматривать и подписывать новые планы.

Мнение, что подобные недоразумения связывают портовиков по рукам и ногам, разделяет также начальник администрации порта «Октябрьск» Андрей Егоров.

– Также в работе по привлечению капиталов нужно пересмотреть положение о концессии, упростить выделение земли под инвестпроект. А для этого Министерству необходимо научиться ладить с городскими громадами, ведающими землеотводом, – сказал он. – Ведь в стоимости каждой переваленной в порту тонны есть процент отчислений в бюджет. Администрациям морских портов желаю больше гибкости в организационных вопросах. А портам – иметь больше свободы в расходовании портовых сборов.

Президент ассоциации «Морские порты Украины» Юрий Крук объясняет такие хозяйственные проколы отсутствием органа, который бы конкретно занимался управлением морской отраслью. В 90-е годы такая структура была – Департамент в Одессе. Его упразднили, и в сферу его вопросов вторглись непрофессионалы.

Не обошлось и без высказываний о том, что за частными терминалами, стивидорными компаниями и портами видится большее будущее, чем за государственными. Яркий пример – компания «Нибулон» в Николаевском порту, которая за минувший год ввела в строй речной причал длиной 105 м и шириной 18 м, а чтобы продолжить масштабный проект по созданию собственного флота, приобрела собственный судостроительный и судоремонтный заводы. С этих верфей уже сошли два буксира-толкача – «Нибулон-5» и «Нибулон-6».

– Основное преимущество частных компаний – в возможности мобильно и в предельно краткий срок принимать решения, – считает председатель ООО «Морской специализированный порт «Ника-Тера» Александр Гайду. – У нас нет ни аренды, ни концессий. Мы также свободны от необходимости согласовывать все вопросы с отраслевым Министерством. Частные компании не привязаны к определенным тарифам, поэтому не заангажированы и могут устанавливать свои собственные ставки, то есть быть более конкурентоспособными. И одновременно удерживать клиента. Хочется, чтобы такая же подвижность сохранилась и в сотрудничестве частного сектора с государством. И все получится.

Автор: Владислав Китик


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту