ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Не попкорновое кино
17.07.2015 / Газета: Аргументы и факты / № 29(988) / Тираж: 25000

Одесский кинофестиваль прошел без звезд, но с профессиональным акцентом

Одесский кинофестиваль открыл вторую пятилетку. Исправляя ситуацию прошлого года, когда юбилейный кинофорум прошел довольно скромно, в этот раз организаторы расправили плечи, добавили фильмов и запустили новые программы.

Идут на рекорд

Красная дорожка, которой начинается ОМКФ, в этот раз обошлась практически без звезд. По алому полотну прошел местный бомонд, а также в основном кинопрофессионалы, которые малоизвестны отечественной публике. Впрочем, одесситов порадовал губернатор Саакашвили, который впервые появился на публике с женой и сыном. Также одной из медийных персон была Маша Ефросинина, надевшая платье от Dolce&Gabbana, стоимостью более 75 тысяч гривен. Помимо дефиле и раздачи автографов телеведущая провела мастер-класс для женщин о красоте, где рассказала о своем опыте.

- Во время эфиров в программе «Подъем» мой день начинался в 4.30 утра, а уже в 6.30 мы с Юрой Горбуновым и Олегом Панютой стояли в кадре. Три года без отдыха и нормального сна — я спала всегда и везде, у меня не было сил ни на что, — вспоминала М. Ефросинина. — Самый часто задаваемый вопрос — «как я похудела?». Единого ответа нет. Я не ела таблетки, не делала операции. Нужно быть просто довольной своей жизнью, тогда вам понравится ваша внешность!

Еще одной звездной фигурой 6-го ОМКФ стал Майкл Найман, британский композитор, знаменитый своей музыкой к фильмам Питера Гринуэя. За два дня он успел получить награду «Золотой Дюк» за вклад в киноискусство, снять небольшое видео об Одессе, а также исполнить на Потемкинской лестнице вместе со своим оркестром авторский саундтрек к лучшему документальному фильму всех времен и народов по версии английского издания Sight and Sound «Человек с киноаппаратом». После показа маэстро исполнил отрывок из кинофильма «Броненосец Потемкин», после которого аудитория взорвалась аплодисментами.

Ежегодный показ на Потемкинской лестнице считается визитной карточкой кинофестиваля. Подобного действа, когда под открытым небом собирается 15 тысяч человек, чтобы посмотреть кино, нет нигде в мире. Поэтому вскоре организаторы собираются пригласить представителей Книги рекордов Гиннесса, которым предложат зафиксировать рекорд как самого масштабного кинопоказа open-air в Европе. Более того, в этом году памятник Ришелье отметила Европейская киноакадемия, установив знак «Сокровище европейской кинокультуры». Подобные знаки установлены во французском Лионе на доме, где родились братья Люмьер и кабинете-музее И. Эйзенштейна в Москве.

- Впервые я увидел сцену с лестницей из «Броненосца Потемкина» около 50 лет назад, а сегодня я впервые вижу ее воочию. Эта сцена известна каждому, кто имеет отношение к кино, — сказал Марек Розенбаум, член совета кино-академии.

Без пафоса

Звезды первой величины последние два года на Одесском кинофестивале — нечастые гости. Если в первые несколько лет по красной дорожке прохаживались Никита Михалков, Владимир Машков, Богдан Ступка, Тимур Бекмамбетов, Гоша Куценко, Ольга Кабо, а также европейские и даже голливудские гости Эмир Кустурица, Джон Малкович, Рутгер Хауэр, Клаудия Кардинале, Джеральдин Чаплин, то сейчас о них осталось лишь воспоминание. Организаторы называют несколько причин: напряженные отношения с соседним государством, ситуация в стране, куда многие отказываются ехать, а также вектор направленности в профессиональное русло.

- Мы делаем упор на молодые европейские звезды, которые представляют фестивальное кино, — рассказала нам Виктория Тигипко, президент ОМКФ. — К нам приезжают кинопрофессионалы — режиссеры со своими фильмами, командами, которые могут научить. Пафос — это вторично. Лучше позвать меньше гостей, но тех, кто больше органичен и подходит под нашу программу. Все знают, мы не платим никаких гонораров, поэтому на фестиваль приезжают более идейные и креативные персоны.

Одним из основных направлений ОМКФ является работа над привлечением европейцев. Сегодня только десятая часть гостей составляют иностранцы, этот показатель планируют увеличить, чтобы повысить экономический эффект фестиваля.

- Мы хотим привлечь кинозрителя, которому есть с чем сравнивать наш фестиваль, — продолжает В. Тигипко. — Планируем применить опыт фестиваля «Сандэнс», который в горнолыжном городке Парк Сити проводит актер Роберт Редфорд. Локальный, но очень организованный кинофорум приносит 87 миллионов долларов, 1350 рабочих мест, 40 миллионов долларов зарплат и 7 миллионов налогов в бюджеты разных уровней. Эффект ОМКФ за 5 лет составил сотни миллионов гривен, поэтому я считаю, пришло время специалистам подсчитать экономический эффект от таких масштабных культурных мероприятий.

Уйти без стеснения

И все же главным наполнением всех кинофестивалей являются фильмы. В этом году гостям ОМКФ покажут ровно 100 кинолент. В большинстве своем фильмы непростые, не те, которые можно увидеть в обычном кинопрокате.

- Я каждый год посещаю Одесский кинофестиваль и каждый раз после его окончания, какое-то время у меня происходит «акклиматизация», — говорит Роман БЕССТРАШНЫЙ, кинокритик. — После глубоких фильмов со смыслом, которые заставляют задуматься, очень сложно смотреть «Трансформеров» и «Форсаж»…

Фестивальная культура понемногу доходит до украинцев. В залах не жуют попкорн, свет включают только после окончания титров, а большая часть зрителей остается, чтобы задать вопросы создателям киноленты. Впрочем, бывает, что из зала уходят, не дожидаясь конца. И в этом году фильмы являются особенно специфическими, понятными не всем.

- Наш фестиваль артового кино, переходящего в арт-хаус, — объясняет В. Тигипко. — Не всегда оно бывает простое. Не всегда эти фильмы — для широкой аудитории, мы не попкорновое кино! Каждый фильм должен зацепить. Но если «фильм не идет», не нужно стесняться покинуть зал. Так нужно относиться к фестивальному кино. Если из ста картин зритель для себя отметит три-пять фильмов, это хорошо, а если таких лент будет десяток, считайте — вы наш герой!

Первые претенденты

Несмотря на то что показы в самом разгаре, по мнению критиков, уже наметились первые претенденты на награды. Так украинская картина «Плен», которая выйдет в прокат осенью, претендует на победу сразу в двух номинациях — международной и национальной конкурсных программах. Одни зрители покидали зал, а те, кто дождался конца, говорят, что фильм показывает жестокую реальность войны. По сюжету на войне учитель химии (Владимир Горянский) превратился в палача, пытающего пленных.

- Наш фильм действительно повергает зрителя в стресс, люди настолько привыкли к войне, что это стало ненормальным, — говорит Анатолий Матешко, режиссер картины.

Еще одна украинская картина, которую сняла Ева Нейман, также метит в лидеры зрительских симпатий. Спокойный, размеренный фильм трактует лирическое произведение Шолом-Алейхема «Песнь Песней». По сюжету зрителя переносят в 1905 год, в небольшой городок, где живут юные Шимек и Бузя. Все детство ребята провели вместе, играя и наслаждаясь свободой, и только спустя годы парень осознал свои истинные чувства в отношении подруги, которая выходила замуж за другого…

Учитывая, что Гран-при и 50 тысяч гривен получает фильм, за который голосуют зрители, то и шансы у более понятных фильмов более высоки, чем у арт-хаусного кино.

Автор: Валерий Фотеско


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту