![]() |
|
![]() |
![]() |
Наш город решился на смелый шаг — реализацию пилотного проекта разработки и внедрения новой системы предоставления административных услуг. Что даст Одессе этот эксперимент?
И готов ли город к такому масштабному проекту? Об этом беседуем с адвокатом, кандидатом исторических наук, членом исполкома Одесского городского совета Русланом ЧЕРНОЛУЦКИМ.
- В конце июня городской голова Геннадий Труханов, министр юстиции Украины Павел Петренко, одесский губернатор Михеил Саакашвили и президент международной благотворительной организации «Фонд Восточная Европа» Виктор Лях подписали меморандум о сотрудничестве и взаимодействии в сфере организации предоставления административных услуг, в основу которого положен опыт Грузии в этой сфере. Речь идет, в частности, о создании «Домов юстиции» — то есть, единого центра предоставления административных услуг.
В рамках меморандума предусмотрен комплексный подход к реформированию системы — разработка предложений по оптимизации действующего законодательства, проведение мер по передаче в новый Центр предоставления админуслуг функций Главного территориального управления юстиции в Одесской области (регистрации имущественных прав, юридических и физических лиц-предпринимателей). Отдельный блок связан с материально-техническим обеспечением Центра — разработкой программного обеспечения и обустройством новых помещений. Так, примерно через три месяца планируется переезд Центра в здание на проспекте Шевченко.
По сути, Центр возьмет на себя оказание в кратчайшие сроки и в одном здании всех административных услуг, выдачу паспортов, свидетельств о государственной регистрации, различных справок и выписок. Большинство услуг автоматизируют и переведут в электронный формат, таким образом упростив их получение. Кроме того, многие услуги либо вообще будут отменены, либо переведены в режим взаимодействия структур между собой. Несомненно, это знаковое событие не только для Одессы, но и для всей Украины.
К тому же в последнее время городская власть уже провела в этой сфере колоссальную работу. В частности, с прошлого года через Центр предоставления административных услуг оказывают свои услуги Государственная миграционная служба, ГАСК, Госгеокадастр.
Поначалу город столкнулся с определенными сложностями — нехваткой профессиональных кадров, помещений. Но мэрия сумела оперативно увеличить численность администраторов, выделить дополнительные помещения и средства на их ремонт. Со временем они будут организованы по принципу «прозрачный офис», где расположатся просторные зоны приема, ожидания и информирования.
Еще год назад городской властью был взят курс на открытость своей деятельности. В частности, мэр Одессы Геннадий Труханов инициировал онлайн-трансляцию аппаратных совещаний. Одесситы увидели, как именно работают исполнительные органы власти. Раньше в онлайн-режиме проводились только заседания сессии и исполкома Одесского горсовета.
А для того чтобы упростить взаимодействие местных органов власти с горожанами, была разработана концепция электронного управления городом. Первым ее внедренным этапом стал публичный веб-портал «Единый центр обращения граждан». С марта 2015 года, когда он был запущен, портал зарекомендовал себя как эффективный инструмент оперативного реагирования на городские проблемы. Это послужило отправной точкой для создания целой городской программы «Электронный открытый город», принятой Одесским городским советом 14 апреля этого года. Что касается сугубо административных услуг, то городская власть намерена полностью автоматизировать процесс их предоставления, чтобы сократить количество обращений, внедрить систему электронного документооборота и систему электронных услуг, что, кстати, предусмотрено Городской программой «Электронный открытый город». Отдельные ее направления — разработка и внедрение системы административных услуг «Открытое окно». Предусматривается, в частности, разработка веб-портала предоставления админуслуг. Он позволит оказывать электронные административные услуги, уменьшить количество документов, которые требуются от субъектов обращения. Еще одна глобальная цель — снизить (а в идеале — полностью исключить) необходимость непосредственного обращения граждан в Центр административных услуг, заменив его электронным запросом.
Одесса не впервые становится первопроходцем в тех или иных направлениях реформ. Так, с октября прошлого года мы в числе первых шести городов внедрили предоставление услуг Государственной миграционной службой через Центр, с декабря прошлого — услуг Госгеокадастра.
Наличие партнера в лице Международной благотворительной организации «Фонд Восточная Европа» придает реформам более высокий статус — они не просто инициированы должностными лицами и политиками Украины, а получили поддержку европейской организации, имеющей положительный опыт развития подобных инициатив.
Однако главное преимущество новой концепции, которая будет реализовываться в Одессе, в том, что разные сервисы будут друг с другом взаимодействовать. Граждане даже могут и не знать, какое конкретно государственное учреждение готовит для них тот или иной документ.
- Возможно ли, что примеру Одессы последуют жители других городов и весей Украины?
- В принципе, возможно, но для этого нужно изменить менталитет украинцев, убедив их реальными примерами. Ведь сегодня в нашей стране реформы проводятся сразу по нескольким направлениям: создание платформы, на которой все службы будут «общаться»; бизнес-логика, разъясняющая, как сама система должна работать. И, наконец, визуализация, которая поможет нашим согражданам убедиться в том, что система изменилась.
Сегодня группа юристов работает над поправками к законам, а программисты — над программным обеспечением, также привлечены к работе дизайнеры.
- Опыт каких стран считается, по-вашему мнению, самым лучшим в мире по реализации проектов Центров административных сервисов, помимо Грузии?
- Лучшими примерами, кроме грузинского Дома юстиции, могут служить «Центры доступа» в Канаде, Информационный центр государственной службы в Польше, Centrelink в Австралии, BundOnline-2005 в Германии (Электронное правительство), MAMPU в Малайзии, система «Хартия услуг» в Великобритании. Все эти программы — долгосрочные. То есть, параллельно развивается инфраструктура, формируются базы данных, создаются организации, которые консультируют как госслужащих, так и граждан, причем работа над улучшением единой системы оказания административных услуг ведется постоянно. Например, система «Хартия услуг», инициированная в Великобритании в 1991 г., была рассчитана на десять лет, но совершенствование отдельных компонентов этой системы продолжается и поныне. Программа «Первый приоритет — клиенты», принятая в США в 1993 г., также продолжается и улучшается до сих пор. Так что не стоит ожидать, что за один день изменится вся система. Для этого необходимо время.
Мы неспроста взяли за основу грузинскую систему, Грузия — единственная страна в мире, которая в короткие сроки смогла кардинально реформировать сектор административных услуг, добившись наилучших результатов.
- Законодательные практики каких стран в сфере оказания административных услуг могли бы быть применимы в Украине?
- Самыми успешными я считаю немецкую и американскую модели предоставления административных услуг. Так, в США с 1946 года действует Закон об административной процедуре, который четко регулирует все виды и этапы админдеятельности. В Германии интересно урегулировано административно-процессуальное законодательство. Так же активно идут процессы развития законодательства об административных процедурах в странах Прибалтики и Скандинавии. Так, Латвия и Эстония в полной мере вовлечены в процесс создания управленческих систем, приближенных к общеевропейским стандартам. В феврале 2004 г. в Латвии вступил в силу Закон «Об административной процедуре». Важнейшее его достижение — выделение двух самостоятельных судебных систем (административной и общей), участвующих в рассмотрении административных споров.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.008Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |