![]() |
|
![]() |
![]() |
Одесса — город фестивалей. В фестивальном календаре «жемчужины у моря» в этом году — объявленном одесским городским головой Геннадием Трухановым Годом духовности и культуры -их более двухсот: на все вкусы и эстетические пристрастия, масштабные и камерные, международные и пляжные... И, конечно, сверхъяркой звездой в фестивальном созвездии вот уже шестой год сверкает Международный Одесский кинофестиваль.
В этом году — сложном для нашей страны — его организаторы сделали все возможное для того, чтобы праздник кино, уже прочно занявший место в международном кинокалендаре,единственное госучреждение Украины, поддержавшее одесский кинофорум.в Одессе состоялся. И существенную помощь в этом им оказал Одесский городской совет — по словам президента ОМКФ Виктории Тигипко,единственное госучреждение Украины, поддержавшее одесский кинофорум.
Человек кинематографический. Он появился 120 лет назад, вместе с изобретением братьев Люмьер и Иосифа Тимченко. Человек кинематографический, хомо кинематографикус — вид, к которому относят режиссеров и сценаристов, актеров и операторов, монтажеров и продюсеров, и, безусловно, зрителей. Конечно, со времен регистрации патента на первую кинокамеру кинематограф колоссально изменился. Но по-прежнему, как и 120 лет назад, поклонники кино, затаив дыхание, следят за движением теней на белом полотне, а его создатели изощряются в стилистических и концептуальных новациях (в крайнем случае — просто в спецэффектах) этого изначально демократичнейшего зрелища. Любимый одесситами и, надеемся, всей страной и кинематографической общественностью Одесский Международный кинофестиваль, с надеждой в светлое будущее украинского кинематографа вступивший в свою вторую пятилетку, также не чужд артхаусным изыскам, но все же основная и неизменная его магистраль — добротный мейнстрим, кино для всех, в идеале счастливо сочетающее художественные достоинства, актуальность темы и вечность идеи. И, надо отдать должное, вот уже шестой год ОМКФ неутомимо борется за воспитание кинематографического вкуса отечественного зрителя. В этом году даже детям специальную и, что немаловажно, бесплатную программу предложил. Ребята увидели ретроспективу фильмов великого комика немого кино Бастера Китона, подборку лучшей украинской анимации — от классики до новейших работ, представленных на международных фестивалях, и фильм-победитель Чилдрен Кинофест «Феликс» (Южная Африка).
- Нам очень важно то, чтобы дети, кроме стандартных вещей, прописанных в массовой культуре, видели, что есть еще и другой мир кино, какой им, к сожалению, не покажут в Интернете или по телевизору, — определил важнейшую цель программы ее директор Денис Иванов.
И фильм-открытие фестиваля французского режиссера Квентина Дюпье «Реальность», по сути, посвящен детям — девочке с таким вот концептуальным именем Reality. С одной стороны, — в свободно мыслящей загранице еще и не такими именами младенцев нарекают, с другой, — фильм эпатажного режиссера являет абсурдистский сюр, нашпигованный кинематографическими цитатами. Девочка — не в пример взрослым — позиционируется как идеально органичный, здравый как духом, так и телом человек. И именно она с неподдельной тоской заявляет: «Как мне надоело это кино!» А в финале киноленты и вовсе выбрасывает кассету с фильмом в бак с отходами. Весьма креативный старт долгожданного кинофестиваля, не правда ли?
Хотя торжественная церемония открытия ОМКФ с неизбежной красной дорожкой у Фестивального дворца (Одесского театра музкомедии) была не только пафосной, но и по-настоящему душевной. Собравшиеся благодарили организаторов фестиваля за то, что они самоотверженно делают то, до чего сегодня никому дела нет. А организаторы — мэра Одессы
Геннадия Труханова за то, что он не только безоговорочно выделил из городского бюджета миллион гривень для поддержки фестиваля, но и — наверное, самое важное — обеспечил его безопасность. Сам Геннадий Леонидович на торжественной церемонии, к сожалению, не присутствовал — в это время находился с рабочим визитом в Германии, в городе Регенсбурге. Но фестиваль все же поприветствовал — в видеоформате.
- Одесса вновь стала центром культурной и творческой жизни Украины. ОМКФ — одно из наиболее значимых событий в стране, которое с каждым годом становится все более масштабным, — убежден мэр Одессы. — Одесса принимает у себя лучший национальный кинофестиваль. И я благодарю его организаторов за то, что выбрали наш город, за то, что показали всему миру, что Одесса безопасна и спокойна. 2015 год объявлен в Одессе годом духовности и культуры, и я уверен в том, что ОМКФ откроет новые имена в киноискусстве, станет настоящим праздником для всех поклонников кинематографа, даст им возможность насладиться гостеприимством Одессы.
А затем, не преступая традиций Одесского кинофорума, за вклад в мировое киноискусство почетный «Золотой Дюк» был вручен Майклу Найману — легендарному композитору и кинематографисту, создавшему музыку ко всем фильмам именитого Питера Гринуэя. Киногурманы смогли оценить уникальность его дарования, придя на open-air на Потемкинcкой лестнице, где демонстрировался один из величайших манифестов мирового киноавангарда — «Человек с киноаппаратом» Дзиги Вертова, — сопровождаемый саундтреком
Майкла Наймана в исполнении его оркестра. А затем и сама Потемкинская лестница была удостоена почетного знака Европейской киноакадемии.
Такой памятный знак — единственный в Украине — безусловно, обязывает к определенному уровню развития отечественного кинематографа. И именно его формирование и процветание являются основной целью ОМКФ, утверждают его организаторы. И в этом году программа национального конкурса стала более насыщенной и разнообразной. Вырос и ее призовой фонд. Расширилась география, и увеличилось количество фильмов, принявших участие в международной программе. Открыл ее фильм, также посвященный юному поколению — «Бридженд» датского режиссера Йеппе Ронде. И если в фильме-открытии фестиваля реальность олицетворяет ребенок, то в этой трагической киноленте молодые добровольно уходят из жизни, потому что не видят выхода — впрочем, и не пытаются искать — из беспросветной тюрьмы реальности, где заброшенная железнодорожная колея уводит во мрак лесной чащобы. Тема на сегодняшний день актуальная не только для депрессивных районов Уэльса. Пытается спасти от обреченности лишь жертвенная любовь. Удастся ли ей это, — фильм не дает ответа.
- Если ты увидишь Господа, — обращается священник к умирающей девочке, — спроси его: что нам делать?
Замечательный саундтрек, операторская работа делают этот фильм, балансирующий на грани реальности, коллективного бессознательного и кошмарного сна, истинным произведением искусства.
Тема ухода — от безразличия и нелюбви, из жизни, захлебнувшейся одиночеством — стала основой и фильма «Е.» молодых кинематографистов Рании Аттие и Даниэля Гарсия (производство США, Аргентина). Здесь дети, судя по всему, просто не хотят появляться на свет, поэтому дамы, исполненные материнских чувств, посвящают свою жизнь куклам. А те, кто все же появился, под воздействием не очень вразумительного космического воздействия мгновенно срываются подальше от домочадцев и уходят из жизни, застыв на снегу в позе эмбриона. Создание этого фильма, который, думается, заставит киноманов следить за творчеством его молодых авторов, полностью профинансировано Венецианским кинофестивалем. А вот украинская лента «Captum» маститого режиссера Анатолия
Матешко создана на личные средства продюсеров Александра Итыгилова и Антона Сладкевича. Это очень страшный фильм — притча о войне, которая в Украине стоит у самого порога каждого из нас, но могла бы произойти в любом регионе земного шара. Смотреть его порой невозможно, но, наверное, необходимо. К тому же — фильм черно-белый, Цель его создателей — зритель должен не просто смотреть, а всматриваться в происходящее.
- Мы не говорим о том, кто прав и кто не прав, не ставим акцентов. Главный конфликт — в том, как человек откликнется на вызов времени, судьбы. Один становится чудовищем, другой — святым, — так определяет идею фильма его режиссер Анатолий Матешко.
Одна из чудовищных линий киноповествования — рутина скуки ликвидации побежденных. И тема фильма — не национальный конфликт, а конфликт внутричеловеческий. Он — о распаде личности в экстремальных, требующих выбора страшных реалиях войны. И в финале фильма в живых остается лишь оплакивающая своих детей мать — символ родной земли.
- Мы дошли до того, что привыкли к военным сводкам, крови, смертям, и людям необходимо вернуть ощущение ужаса ненормальности происходящего, — убежден исполнитель одной из главных ролей фильма Владимир Горянский.
Думается, прокатная судьба этой картины будет не из легких — найдутся и ее сторонники, и враги. Как у каждого явления незаангажированного искусства.
Сегодня фестиваль завершается, и какой фильм завоюет его высшую награду, зависит от зрителей — не только эстетствующих гурманов, но, думается, и людей, верящих в то, что искусство все-таки сможет изменить мир.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |