![]() |
|
![]() |
![]() |
Десять дней праздника для киногурманов прошли как один день. 120 тысяч зрителей, 100 фильмов, 300 волонтеров, многочисленные мастер-классы, дискуссии, питчинги и лекции от именитых звезд из 40 стран мира. Все это — о 6-м Одесском международном кинофестивале.
Фестивальная атмосфера
Для начала отметим, что «открытие-закрытие» фестиваля этого года порадовало отсутствием так называемых «голых» платьев, наряды стали более спокойные, стильные и со вкусом. На дамах не сверкали напоказ все «брюлянты» из шкатулки, многие мужчины отказались от шлепанцев и неуместных шорт.
Как отметил на встрече со слушателями Летней киношколы директор Каннского кинофестиваля Тьерри Фремо, на примере Каннского, все фестивали состоят из четырех составляющих: красная дорожка и гламурные вечеринки, собственно показ кино, кинорынок, профессиональные площадки и эдьютейн-мент, критика и СМИ. Каждый выделяет что-то свое. Думаю, это и послужит ответом всем противникам Красной дорожки на ОМКФ. Конечно, наш ОМКФ еще молодой и не с такой богатой историей, как Каннский, но придерживаться определенного дресс-кода, все же, стоит. Это как раз и создает фестивальную атмосферу, настроение еще в самом начале кинофорума.
К слову, как поделилась с нами одна из киевских режиссеров, которая не раз бывала на Каннском фестивале, в Одессе фестиваль более ажиотажный для творцов кинолент. И уж тем более, для начинающих film industry.
Эдьютейнмент: обучаемся, развлекаясь
Творческие встречи с создателями фильмов, мастер-классы по звуку в кино, продюсированию и прокате, режиссуре, написанию сценариев и созданию документальных лент в рамках ОМКФ были очень плодотворными.
- Главное в кино — это история. Остальное зависит от режиссера, как он ее подаст зрителю, — де-
лится менеджер проектов, продюсер Вячеслав Макшун. — И совсем неважно, чем вы будете снимать. Сейчас снимают неплохо на фотоаппараты и даже на телефоны. Зритель от кино ждет эмоций, новых впечатлений.
- Для режиссера важно, чтобы в зале зритель смотрел на большой экран, а не на маленький экран-чик своего телефона. При этом следует уважать тех, кто смотрит ваши работы. И помните: сейчас у зрителя клиповое мышление, очень важен динамичный визуальный рассказ, — наставляет слушателей Летней киношколы режиссер Даррен Аронофски.
- Большая проблема современности — это пиратство, — отмечает продюсер Денис Иванов. — Нужно этот вопрос решать на законодательном уровне.
Самое ожидаемое
Вообще, пересмотреть все фильмы было невозможно. посетить все мастер-классы и лекции — тоже, даже несмотря на то, что фестивальные автобусы курсировали от одной площадки к другой. Мы постарались для наших читателей выделить наиболее интересные.
Послушать мировую звезду — пианиста, компо-зитора-минималиста Майкла Наймана, который аккомпанировал немому кино «Человек с киноаппаратом» Дзиги Вертова, на Потемкинскую лестницу пришли несколько тысяч человек. Такое событие пропустить было невозможно. Здесь же открыли памятный знак Европейской кииоакадемии за вклад в развитие кино «Сокровище европейской кинокультуры*. Табличку установили справа от Дюка на парапете, рядом с табличкой-удостоверением памятника архитектуры.
Всех одесситов волнует один извечный вопрос: где же впервые появился первый фильм — во Франции или же, все таки, в Одессе? Миф развенчал Тьерри Фремо: «Думаю, в каждой стране есть свои братья Люмьер и легенда о возникновении кино». Директор Каннского МКФ привез в Одессу уникальную подборку из 80-ти первых в мире фильмов братьев Люмьер, которые он реставрировал и восстановил специально к 120-летию рождения кино. Этот видеоряд со столет-
ней историей видели пока что только в Каннах.
Во время показа немые фильмы комментировал сам господин Фремо — с юмором, легкостью и трепетом к создателям и героям фильмов, которые старались всего за 50 секунд успеть выполнить все актерские задачи.
Стоит также отметить, что впервые на ОМКФ работала секция детского кино «Чилдрен кинофест», где маленькие зрители смогли увидеть как новинки украинского и зарубежного кино, так и ретроспективу украинской анимации.
- Культуру детям нужно прививать, нужно учить детей думать о хорошем качественном кино. Например, во Франции есть даже кинотеатр для малышей. Туда взрослые зайти не могут, потому что залы с низкими потолками построены под рост ребенка. Детей приучают не только смотреть качественные мультфильмы, но и расплачиваться за это. Оплата в кассе — чупа-чупсом, конфетой или игрушкой, — отметил директор «Чилдрен кинофеста» Денис Иванов.
Что посмотрели?
Тенденция кинофильмов в этом году — кровь, насилие, депрессия во многих увиденных кинолентах... Веяние времени? Может быть. Однако баланс был соблюден. В противовес — свежие, вдохновляющие, повествующие о современной жизни молодежи в других странах, киноленты.
Ажиотаж зрителей вызвали украинские короткометражки, на которые билеты было просто не достать, что очень приятно. Наиболее ожидаемое — немецкий фильм «Виктория» режиссера Себастиана Шиппера и французская кинокартина «Любовь» Гаспара Ное.
Первый заинтриговал тем, что снят в одном ракурсе на протяжении всего фильма, а это — 2 часа 20 минут. Второй — снят на грани эротики и порно в 3D. Количество желающих увидеть этот фильм было настолько велико, что организаторам пришлось делать дополнительный показ. Как поделился своими впечатлениями Даррен Аронофски: «Главное, что в фильме нет насилия. Он выдался чистым и четким. И почему убивать можно, а любовь показывать в подробностях — нет?!»
Невозможно не сказать и об «Объятиях змеи» колумбийского Сиро Герра. Это — роскошные черно-белые джунгли, амазонские шаманы и невероятная история о поиске священного растения. Путешествие в машине по улицам Ирана режиссера Джафара Па наги, который в своем фильме был также и сценаристом, и оператором, и продюсером, и главным героем.
В 2010 году господина Панаш засудили на 6 лет тюрьмы и на протяжении 20 лет ему запрещено снимать фильмы. Сейчас он находится под домашним арестом. Однако это не мешало ему снять «Так-
си», флешку с фильмом передать через праздничный торт на Каннский фестиваль и даже получить Золотого медведя на Бер-линале-2015!
•Ангелы революции» российского режиссера Алексея Федорченко, основан на реальных событиях 1934 года, о Казымском восстании и революции между хантийцами и ненцами и о знаменитой жен-щине-киллере Полине-ре-волюции. К фильму Алексей подошел, как к научной работе. Режиссер восемь лет работал над сценарием фильма, изучая традиции и обычаи этих народов вместе с консультантами и этнографами. Герои в фильме, представляющие эти нации, — непрофессиональные актеры: работники лесопилки, оленеводы, музейщики, учителя. А вот в последнем кадре — самая настоящая легенда — девочка Катя, которую вывезли революционеры с Севера.
- Я ее случайно нашел. Бабушка еле ходила уже, съемку провели у нее в квартире. Встретила она нас почему-то в национальном костюме. Очень долго ничего не происходило. Родственники уже хотели нас выгонять. Я предложил тогда бабушке просто зайти в комнату и что-то спеть. Когда она вошла, вдруг запела песню Пахмутовой о тревожной молодости. И тогда я понял — кино у меня в кармане! А вообще, по иронии судьбы, она была учительницей русского языка, пела в ансамбле... Мне очень повезло, потому что буквально через месяц я узнал, что Кати не стало...
Невероятная работа иранского режиссера Али Агмадзаде «Атомное сердце» об упразднении стереотипов и штампов европейцев об иранских женщинах, об андеграунде творческой интеллигенции и запретах.
- Моя задача — разрушить стереотипы этим фильмом, поиграть с реальностью и мистикой. Сказать, что я — против войны. рассказать зрителю о ней иронией и юмором. И, может быть, тогда в мире не будет войн. Для нас Атомное сердце — это своеобразный код Тегерана, где очень бурно всеми обсуждается атомное оружие. Это было очень важное решение для всей страны.
Яркой точкой ОМКФ-2015 стал фильм-закрытие «Ан» японского режиссера Наоми Кавасе, -истинное эстетическое наслаждение и увлекательное путешествие в современную Японию. Автор романа «Аи» и сценарист фильма Дуриан Сукегава признался, что переписывал книгу 3 раза, а сценарий — 12. Выбрал знаменитую японскую актрису Кирин Кики потому, что она не вписывается в классический образ японки.
Вообще отмечу, что представители Японии на Одесском кинофестивале впервые. И. как отметила актриса Кирин Кики, ехать к нам ее отговаривали родственники.
- На это я ответила, что в Японии намного чаще случаются вулканы и землетрясения.
Раздача Дюков
Победителей не судят. Но несколько слов о них скажем. Помимо победителей Украинского короткого метра, приза от FIPRESCI и питчинга, определились наиболее долгожданные обладатели Золотого Дюка в номинациях «Лучший украинский полнометражный фильм», «Лучший фильм Международной конкурсной программы» по версии жюри, «Лучшая режиссура», «Лучшая актерская работа» и самой главной интриги вечера — Гран-При фестиваля.
Первую статуэтку «Золотой Дюк» за вклад в киноискусство получил известный голливудский режиссер Даррен Аронофски («Реквием по мечте», «Черный лебедь», «Фонтан» и др.). К слову, его «Реквием по мечте» показали в один из ки-нофестивальных вечеров на Ланжероиовском спуске. Режиссер признался, что для него это — огромная честь, так как, во-первых, это недалеко от легендарной Потемкинской лестницы, и во-вторых, корни Аронофски — из Украины! Посетить Одессу он мечтал уже давно. Говорит, что ОМКФ -прекрасная возможность увидеть наш город снова.
- Посмотрел программу фестиваля — здесь собраны лучшие фильмы года, скажу я вам. И совсем не страшно, чувствую себя в безопасности. У нас ситуацию в Украине не афишируют, — отметил режиссер.
К слову, здесь Даррен не только смотрел кино, развлекался и отдыхал. Время провел с пользой.
- Я везде, где есть море,
Тамар Алкан, актриса, главная героиня фильма «Человек в стене»
Режиссер Даррен Аронофски
провожу серию протестов против голландско-британской нефтегазовой компании Royal Dutch Shell, которые бурят и добывают в Арктическом регионе нефть. Поплыву хоть на каяке, чтоб растянуть баннер и докричаться до компании.
Сразу два Золотых Дюка — за победу в национальной конкурсной программе «Лучший украинский полнометражный фильм» и «Лучший фильм Международной конкурсной программы» по версии жюри — получила режиссер Ева Нейман и ее поэтическая «Песня Песней». Ее работа — первое прикосновение к произведениям Шолом-Алей-хема, шла на протяжении двух лет. В кадрах хорошо узнаваемы пейзажи Вилково и одесских склонов.
- Мы долго искали локации для съемок рая в мае 2013 года. Именно на склонах при поиске была выпита первая чашка кофе. Первый съемочный день был назначен на 3 мая. Сразу после известных трагических событий в Одессе. Тяжело и напряженно было, но работа есть работа, ее невоз-
Ева Нейман, режиссер фильма «Песня Песней»
можно было откладывать. Нам нужно было воссоздать рай... И потому негласно было решено не говорить и не обсуждать ситуацию.
Следует отметить невероятную работу художника по костюмам Руслана Хвастова.
- В ход шло все — мы испортили пледы, дорогие винтажные скатерти, полотенца... Но главное для нас — что они подходили по цвету и фактуре! Показать эту работу мне не стыдно, давно мечтал о таком красивом проекте, — признается Руслан.
- Да-да, и не важно, что моя чалма на голове весит 30 кг -зато она дала мне правильную осанку!, — улыбается героиня, актриса Виталина Библив.
Еще один Золотой Дюк уехал в Израиль. Тамар Алкан получила статуэтку за «Лучшую актерскую работу» в психологической ленте «Человек в стене» режиссера Евгения Рубана.
И наконец, обладатель Главного приза ОМКФ — Гран-При, за который боролись 12 фильмов. По результатам зрительского голосования, им стал турецкий фильм «Мустанг» режиссера Дениз Гамзе Эргювен. Она же получила и статуэтку за «Лучшую режиссуру». Для нее — это первое полнометражное кино о суровых традициях закрытой части Турции для посторонних, о притеснении свободы женщин, и, конечно же, о невинной и чистой любви.
- Фильм уже видели Канны, и там он вызвал много дискуссий у зрителей о том, каково это — быть женщиной в Турции. Я благодарю самую младшую героиню фильма за то, что ей хватило смелости сняться в кино. Для нее эта наша победа — только начало!
Несмотря на экономические сложности и политическую ситуацию в стране, следующий, 7-й ОМКФ, все же состоится. По словам президента фестиваля, Викторин Тигипко, он пройдет с 15 по 23 июля 2016 года.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.051Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |