![]() |
|
![]() |
![]() |
Пролетели девять фестивальных дней, превративших Одессу в один большой кинотеатр. Сотни фильмов практически со всех континентов, мастер-классы именитых киномэтров, собирающие полные залы, интереснейшие встречи с кинематографистами разных стран...
И наверное, главное — ежевечерне заполненный до отказа кинотеатр под открытым небом на Ланжероновской лестнице и очереди к билетным кассам. И это, несмотря на кризис и войну на востоке страны, вполне объяснимо. Ведь кинематограф — зеркало жизни, где отражаются в поисках решения вечные вопросы человечества: мучительный антагонизм отцов и детей, любовь и ненависть, жертвенность и предательство, мир и война...
Понятно, для Украины тема войны сегодня особо, жгуче актуальна. И украинские кинематографисты, создавая свой ужасающе натуралистичный Captum, стремились вылечить больное войной общество методом шоковой терапии. Великолепный же фильм «Звиздан» режиссера Далибора Матанича (копродукция Хорватии, Сербии (!) и Словении) не шокирует невыносимыми реалиями насилия, зато заставляет задуматься о том, почему история так ничему и не научила человечество, почему со страшной периодичностью повторяются пароксизмы ненависти, кровопролитные войны. А главное — все же дает надежду на излечение.
Фильм, уже успевший завоевать специальный приз программы «Особый взгляд» в рамках Каннского фестиваля, — вечная история влюбленных, принадлежащих к враждующим родам. Правда, в рассказе о юных возлюбленных из соседних — сербской и хорватской — деревень смерть не примиряет, а озлобляет.
В фильме — три истории любви, произошедшие в одном из живописных мест бывшей Югославии. Там, где в 1991 году в Хорватии начался военный конфликт. Первая — словно открытая рана войны. Раной незатянувшейся, до сих пор приносящей боль, предстает история вторая, случившаяся десять лет спустя. Еще через десять лет происходит третья — эхом войны, казалось бы, уже зарубцевавшейся раны. И если первая история — без иллюстрации военных действий, но с ощущением их нависающей тяжести — проста и экспрессивна, то последующие сосредоточены на эмоциональных и нравственных переживаниях героев, их внутренних противоречиях, мучительно трудных попытках понять и принять «чужака», просить прощения и простить. Фильм о том, что гораздо легче ненавидеть, чем попытаться понять.
- Мне было важно создать впечатление того, что история повторяется. Не важно, какая эпоха — проблемы остаются теми же, если мы продолжаем вести себя по-прежнему, — убежден режиссер.
Фильм, на мой взгляд, безукоризнен — и кинематографическим мастерством, и своей гуманистической философией. Ценители найдут в нем множество смыслов, широкий зритель, безусловно, получит удовольствие от мастерски, сочно рассказанной истории. По всем параметрам — идеальный мейнстрим, культуртрегером которого позиционирует себя ОМКФ. И в рейтинге зрительского признания «Звиздан» занял второе место, увы, уступив Гран-при турецкой драме из жизни угнетенных женщин Востока «Мустанг». Фильм неплохой и определению «мейнстрим» соответствует совершенно . Никаких философских обобщений, символов и подтекстов. Все ясно — как на глянцевой картинке. К тому же режиссер «Мустанга» Дениз Гамзе Эргювен получила и «Золотого Дюка» за режиссерскую работу. Приз же за актерское мастерство завоевала очаровательная Тамар Алкан, исполнившая главную роль в израильском фильме «Человек в стене» режиссера Евгения Румана — по сути, рассказе о человеческом одиночестве.
Главные же лавры — как международного, так и национального конкурса достались фильму «Песнь песней» украинского режиссера Евы Нейман. По определению кинокритика Юрия Володарского, украинское поэтическое кино, снятое на русском языке и еврейском материале. В основе ленты — прелестная повесть Шолом-Алейхема. И фильм получился амбициозным, стильным и удивительно поэтичным, с замечательно красивым визуальным рядом. Кажется, он даже не требует текста — можно просто смотреть и наслаждаться. Порой ассоциируется с живописью, а его стоп-кадры — с полотнами старинных мастеров. И конечно, безусловная удача фильма — актерские работы детей, естественно существующих в его времени и пространстве, в пространстве прозы Шолом-Алейхема.
Правда, многие кинокритики и кинематографисты «Песнь песней» всерьез не восприняли. Не было единодушия в его оценке и членами международного жюри.
- Лично мне показалось то, что мысль этого фильма закончилась скорее, чем он сам, — отметил народный артист Украины, режиссер и сценарист Сергей Буковский.
Журналистам же, настырно задававшим вопрос «за что?», жюри посоветовало на следующем фестивале учредить приз кинокритиков. А почему бы и нет? Существует же премия FIPRESCI! В этом же году фильмы-фавориты прессы были стыдливо отмечены жюри невнятными спецпризами. Даже награжденный за лучшую режиссуру на Кинотавре-2015 высокопрофессиональный, умный и стильный фильм автора международных фестивальных хитов Алексея Федорченко «Ангелы революции» (Россия) — о том, как безапелляционность вторжения в мир, чуждый его преобразователям, превращается в разрушительный абсурд. Правда, надо отдать должное одесским киноманам. Мастерски снятая лента «Объятия змеи» режиссера Сиро Герра (Колумбия, Венесуэла, Аргентина), посвященная поискам ответов на вечные вопросы, в зрительском рейтинге заняла почетное третье место.
Не совсем понятно, почему «Золотого Дюка» фильму Евы Нейман присудило и жюри национального конкурса. А художественная документальная кинолента Остапа Костюка «Живая ватра», посвященная жизни овчаров украинских Карпат и судьбе их древнего ремесла в контексте современности, была удостоена лишь специального приза. Этот прекрасный фильм снят с большой любовью к его персонажам и искусству кино. Великолепна операторская работа — режиссер выбирает нестандартные ракурсы и словно растворяется в своих героях. По признанию продюсера Елены Ершовой, по своему художественному и профессиональному уровню фильм этот ни в чем не уступает «Песне песней». Но тогда — почему?!!
- Уровень украинского документального кино, с моей точки зрения, намного выше кино игрового, — считает председатель жюри национальной конкурсной программы именитый режиссер Алексей Федорченко. — А уровень программы короткометражных фильмов — на голову выше полнометражных. В Украине сегодня есть талантливое поколение молодых кинематографистов. Это дает надежду на перспективу развития украинского кино.
Возрождающийся украинский кинематограф молод. Наверно, потому «Золотого Дюка» за вклад в мировое киноискусство Одесский кинофестиваль вручил человеку совсем еще молодому, но тем не менее успевшему создать свой кинематограф, — выдающемуся режиссеру Даррену Аронофски.
Поддержка молодых кинематографистов, развитие национальной кинематографии — основные цели одесского кинофорума. И важнейшее условие возрождения отечественного кино, убеждены организаторы ОМКФ, кстати, ежегодно приносящего в Одессу, регион, страну миллионы гривень, — мирное небо над Украиной. Наверное, потому в этом году основной линией фестиваля стало стремление к миру и взаимопониманию. А его прекрасным финалом — японская кинолента «Ан» (режиссер Наоми Кавасе, сценарий Дуриана Сукегавы, в главной роли Кирин Кики), утверждающая, что человек рождается для того, чтобы сделать лучше людей и мир.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |