![]() |
|
![]() |
![]() |
Служащие Генконсульства с помощью украинских властей быстро освободили из плена и вернули на родину тысячи грузин – участников первой мировой войны. «В грузинское консульство обращаются возвратившиеся из плена уроженцы Закавказья с ходатайством об отправке на родину. На днях консульством отправлена большая группа русских офицеров – уроженцев Закавказья. Консульство снабдило их билетами на проезд, деньгами (по 15 руб. в сутки каждому) и продуктами», – писал «Одесский листок».
Создание позитивного имиджа Грузии в информационном пространстве Одессы являлось важнейшей задачей Генконсульства, так как поначалу провозглашение Грузинской Демократической Республики вызвало почти враждебную реакцию в одесской прессе. Создание Грузинского пресс-бюро повысило «градус позитивности» публикаций о Грузии, ее истории, культуре и традициях. Одесситы оценили активное участие сотрудников Генконсульства в общественной жизни города, например: «Проживающими в Одессе грузинами для встречи и приветствия прибывших союзников избрана особая делегация, в состав которой вошел грузинский генеральный консул в Одессе г. Ушверидзе, вице-консул г. Мудашри, полковник князь Чавчавадзе и другие. Вчера представителя союзной дипломатии в Одессе г-на Энно посетил грузинский генеральный консул г. Ушверидзе».
С добровольческой армией генерала А. Деникина, обладавшей частичной властью в Одессе весной 1919 г. и полной – во второй половине 1919 г., генконсул договориться не смог. Градоначальник Одессы Санников постановил закрыть Генконсульство Грузии, а генерал Н.Н. Шиллинг, управляющий новороссийским краем, сказал: «Никаких отношений с Грузией мы не имеем. Консула ей иметь не разрешается».
11 сентября 1919 г. сотрудники Генконсульства покинули Одессу. Газета «Одесский листок» писала: «Вчера пароходом «Черномор» в направлении Батуми отплыл состав консульства Грузии. Члены консульства во главе с Евсеем Ушверидзе оставляют прекрасные воспоминания в сердцах одесситов, т.к. многие жители нашего города в дни «красного террора» искали защиту у грузинского представителя».
Деятельность консульства была восстановлена после апелляции генконсула к английскому и французскому командованию.
Е. Ушверидзе вернулся в Одессу через три месяца и возглавил особую экономическую миссию Грузинской Демократической Республики на Юге Украины и в Румынии. Ее главными задачами было установление торгово-экономических отношений, защита прав грузинских граждан и возвращение Грузии парохода «Братья Феофаны», задержанного в одесском порту сначала деникинцами, а затем большевиками. Первую задачу решили быстро, заключив договор об обмене товарами с Правлением кредитного союза кооперативов. Грузия обязалась поставлять в Одессу топливо, а одесситы – зерновые продукты и сахар. Решение других осложнялось отношениями между большевиками и Грузией.
Высказывание Е. Ушверидзе относительно освобождения грузинского парохода «Братья Феофаны» – образец защиты национальных интересов и профессиональной дипломатии.
«Этот пароход поглотил столько средств и труда грузинских дипломатов, что он утратил материальное значение, но вопросы принципа и государственного достоинства требуют, чтобы пароход, который прибыл сюда под нашим флагом, ушел под ним же в свой исходный порт Поти», – сказал он.
С приходом большевиков в Одессе закрылись все консульства, кроме Генконсульства Грузии. Отъезжающие консулы передали миссию защиты прав своих подданных Е. Ушверидзе. С того момента только Генконсульство Грузии защищало права иностранцев, живущих в Одессе и близлежащих городах. В условиях террора
Е. Ушверидзе и его коллегам удалось спасти жизнь людям разных национальностей.
Установление советской власти в Украине осложнило грузино-украинские отношения. Грузинских граждан арестовывали как «подданных меньшевистского, буржуазного правительства», отнимали личные вещи.
Консул К. Цагарели, желая помочь соотечественникам и выяснить правовое положение представительства, несколько раз был на приеме у председателя Совнаркома Украинской ССР Х. Раковского, но безрезультатно. Об этих событиях свидетельствует объявление: «Грузинский консул ходатайствует об освобождении от реквизиции имущества иностранно-подданных до получения отчета из Киева». В августе 1919 г. от имени Грузинского правительства Е. Ушверидзе направил ноту в РСФСР с осуждением репрессий в отношении Грузинского посольства в Москве.
Судьба Е.И. Ушверидзе сложилась непросто. Он был выслан в
г. Кашин (Тверская обл.). Затем арестован (7 февраля 1942 г.), осужден (14 декабря 1942 г.) военным трибуналом войск НКВД по
ст. 58-10 ч. 2 УК РСФСР и приговорен к высшей мере наказания. Приговор был заменен на 10 лет лишения свободы. Е. Ушверидзе отбывал наказание в «Южном железнодорожном лагере НКВД». Освободился в 50-е годы. Жил в Тбилиси, работал в арбитражном суде. Умер в 1960 г.
В завершение хочется напомнить его пророческие слова о значении связи Одессы и Грузии, ставшие путеводной звездой для дипломатов нынешнего Консульства Грузии в Одессе. «Я не мыслю Одессу, настолько заинтересованную в отношениях с Грузией и настолько тесно связанную с ней, без представительства Грузии», – сказал он.
Эти слова сбылись через 80 лет, когда 26 мая 1998 г. было открыто Генеральное консульство Грузии в Одессе.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.026Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |