ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Порты: без противоречий никак нельзя
01.08.2015 / Газета: Одесские известия / № 31(5384) / Тираж: 18937

ХIV международная выставка-конференция «Интер-транспорт» усилила внимание общества к проблемам морской отрасли. Среди обсуждавшихся вопросов был и такой: чем дольше действует закон о портах, тем больше он вызывает дискуссий.

Причина их – нестыковка многих законодательных положений. Так, есть постановление Кабмина Украины о приватизации портов, говорит управляющий партнер юридической фирмы «АНК» Александр Кифак. Но одновременно действует закон, запрещающий передачу в частные руки ряда объектов. В этом перечне и морские порты.

Удивляются юристы и тому, что, с одной стороны, порт должен быть продан как единый цельный имущественный комплекс. Но, с другой стороны, провести данную процедуру в крупных портах практически невозможно, потому что частный оператор не «потянет» такую нагрузку.

Наконец, хотя приватизация и готовится, стивидоры не уверены, что для государства это способ быстро получить «бешеные деньги».

Между тем инвестиции необходимы! Закон дает возможность активно работать в портах частному бизнесу. Но говорить о полноценно действующей системе государственно-частного партнерства еще рано. А такая весьма применяемая в мировой экономике форма хозяйственных взаимоотношений, как концессия, у нас должного распространения не получила. Причина? Когда решение данного вопроса было в компетенции начальника порта, договоры заключались быстро. Но со вступлением в силу закона о государственно-частном партнерстве договор нужно провести через четыре министерства. Естественно, со всеми возможными финансовыми и временными издержками.

– Из-за этого с 2010 года ни один концессионный договор не заключен, – говорит А. Кифак. – Как видите, работу субъектов в портах сильно тормозит бюрократизация этих отношений.

Вот еще один пример производственного алогизма. Концессионер обращается к банкиру за кредитом на строительство объекта. Но объект не будет принадлежать тому, кто просит ссуду, а значит, его нельзя отдать в залог. Поэтому банк в долг денег не даст.

– Объект, который строит концессионер, должен ему принадлежать хотя бы временно. Другой вариант: предметом залога будет сам договор о концессии, – говорит А. Кифак.

Так что пока реальным инструментом партнерства между государством и частной компанией-инвестором остается аренда. Договор оформляется всего за четыре месяца, есть четкая методика арендной платы. В таком сотрудничестве заинтересованы и местные органы власти, которым принадлежит земля: предоставление ее в пользование инвестору происходит на коммерческой основе.

И опять «но»: арендовать можно только существующие склады, офисы, площадки, причалы, терминалы, но нельзя строить новые. Развитие порта поневоле ограничивается.

Автор: Владислав Китик


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.007
Перейти на повну версію сайту