ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Нужны ли льготы агросектору?
01.08.2015 / Газета: Одесские известия / № 31(5384) / Тираж: 18937

Уже давно в аграрно-политических кругах Украины идет серьезная дискуссия о пересмот­ре системы налогообложения сельхозпроизводства, в частности в отношении спецрежима НДС. С одной стороны, отмена спецрежима противоречит тексту коалиционного соглашения, которым предусмотрено сохранение налоговых льгот для аграриев до 2018 года. С другой – переход на общий режим налогообложения АПК уже с 1 января 2016 года является одним из ключевых пунктов соглашения с МВФ.

Cельское хозяйство – признанный флагман отечественной экономики. В прошлом году 84% предприятий АПК получили прибыль. Не обошлось без существенной бюджетной поддержки: благодаря льготам в 2014-м аграрии получили 18,2 млрд гривень дополнительной прибыли.

Вместе с тем в Украине наблюдается доминирование аграрных холдингов и крупных сельхозпредприятий, а мелкий и средний хозяйственник на селе постепенно исчезает.

В чем причина такой ситуации? Прежде всего в том же механизме поддержки аграрных предприятий через налоговые льготы.

Сегодня большинство наших сограждан считают, что налоговые льготы для аграрного сектора – это некое естественное и «законное» право сельхозпроизводителей.

На самом деле любые налоговые льготы должны предоставляться на ограниченный, короткий период времени – чтобы помочь определенной отрасли выйти из кризиса и повысить свою конкурентоспособность (обычно на два-три года). Как только эта цель достигнута – льготы отменяют.

Именно так должно было быть и в аграрном секторе. Например, в свое время налоговые льготы по НДС вводились в Украине с целью освободить сельхозпредприятия от долгов, накопившихся в постсоветское время. Эта краткосрочная мера должна была стать стимулом для развития аграрной отрасли.

Но потом все «присели» на спецрежим, фактически позволявший минимизировать налогообложение для отрасли. И каков результат? На первый взгляд – положительный. Доля АПК в ВВП страны составляет около 10%. В то же время доля этого сектора в общем объеме уплаченных налогов – ровно в десять раз меньше, и составляет лишь 1% налоговых поступлений в бюджет. В 2014 году из-за налоговых льгот в сельском хозяйстве Государственный бюджет Украины недополучил 18,2 млрд гривень.

Более того: было бы хорошо, если бы такой объем льгот помогал прежде всего малым и средним фермерским хозяйствам. Но больше всего помощи получают именно крупнейшие предприятия отрасли.

В 2014-м, согласно публичной отчетности крупных агрохолдингов, государство «простило» им около 300 млн долларов. Самый большой объем налоговых льгот достался мясным гигантам «Укрлендфарминг» и «Мироновский хлебопродукт». То есть, налоговые льготы являются не стимулом для стремительного повышения конкурентоспособности отрасли, а источником обогащения компаний, которые уже давно стали чрезвычайно мощными экономическими игроками. К слову, такое положение дел, когда в аграрном секторе доминируют крупные холдинги, сохранилось только у нас, в России и в Молдове, в то время как в ЕС развивается прежде всего малый и средний сельскохозяйственный бизнес.

Именно поэтому любые намерения пересмотреть отечественную льготную систему для АПК наталкиваются на яростное сопротивление аграрного лобби. Влиятельные сторонники аграрных корпораций продолжают выступать против принятия законопроекта «О создании справедливых условий для реализации сельхозпродукции и поддержки непосредственных сельхозтоваропроизводителей». А если кто и соглашается, что льготы нужно ликвидировать, то обязательно с ограничением – только не для животноводческой отрасли (то есть тех самых «Укрлендфарминг» и «МХП»).

Но даже это – лишь вершина айсберга проблем, которые создают налоговые льготы для аграриев. Такое положение вещей влечет за собой гораздо более негативные последствия для общества, чем просто не совсем справедливое обогащение определенных видов бизнеса.

Льготы искажают конкурентную среду и увеличивают налоговую нагрузку на другие виды бизнеса. Фактическая ставка налога на прибыль сельхозпроизводителей в Украине составляет 1,4%, в то время как этот показатель для остальных секторов – 16%. И пока одна отрасль имеет возможность недоплачивать в бюджет 18 млрд гривень в год, другие отрасли не могут надеяться на уменьшение налоговой нагрузки в целом по стране (например, за счет адекватного уменьшения ЕСВ для всех налогоплательщиков в целом). И напротив: ликвидация особого режима налогообложения АПК будет способствовать созданию равных и справедливых условий работы для всех участников рынка.

Лоббисты аграрной отрасли уверяют, что отмена налоговых льгот для аграриев приведет к потере их конкурентоспособности на мировом рынке. Но в подавляющем большинстве стран с развитым аграрным сектором налоговая нагрузка в разы больше, чем в Украине. В 2012 году общий уровень налоговых льгот оценивался для отечественного бизнес-сектора в размере 8% от общего объема производства продукции в отрасли. Аналогичные показатели для стран – основных конкурентов Украины на мировых рынках – существенным образом отличаются. К примеру, в Бразилии и Австралии – 4%, в Чили – 5%, в Новой Зеландии – 2%.

Конечно, поддерживать сельскохозяйственных производителей нужно. Но следует делать это для тех, кто действительно только становится на ноги, а не для тех, кто уже и так «задавил» своих конкурентов и получает сверхбольшие прибыли. В целях поддержки мелких и средних сельхозпроизводителей следует ввести их прямую финансовую поддержку в виде адресных целевых дотаций. Только таким образом Украина сможет действительно способствовать развитию аграрной отрасли, а не отдельных кланов, и обеспечить справедливость налогообложения различных отраслей экономики в целом.

Автор: -


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.007
Перейти на повну версію сайту