![]() |
|
![]() |
![]() |
16 июля в Украине вступили в силу изменения к закону о прокуратуре, тем самым правовая база для провозглашенной в системе прокуратуры реформы, создана. Мы попытались узнать, какие изменения в связи с этим ожидаются на местах.
«Действующий Закон «О прокуратуре» предусматривает создание региональных и местных прокуратур, — рассказал нашему изданию Измаильский межрайонный прокурор Сергей Калинин. — На базе Измаильской прокуратуры будет создана Измаильская местная прокуратура, которую возглавит соответственно местный прокурор. В зону контроля этого органа, помимо Измаила и Измаильского района, войдут также Болградский, Килийский и Ренийский районы, при этом на местах будут созданы отделы местной прокуратуры со своими руководителями. Что касается штата местной прокуратуры — точной информацией по этому поводу я не располагаю».
20 июля стартовал и открытый конкурс на руководящие должности в местных прокуратурах. Как провозгласил «куратор» реформы, замгенпрокурора Давид Сакварелидзе, — это «шанс занять высокую должность в прокуратуре без взяток или связей, только благодаря уму, знаниям и стремлению работать на благо общества». Чтобы достичь цели, «умным, честным и патриотичным людям» с высшим юридическим образованием и опытом работы в сфере права не менее пяти лет (либо трех — в органах прокуратуры), необходимо подавать документы и пройти четырехуровневый конкурс на замещение вакантных должностей в местной прокуратуре. После приема документов все кандидаты должны пройти тестирование на компьютере на знание законодательной базы. Следующий уровень — тест на общие способности, затем — психометрическое тестирование с психологами и, наконец, — собеседование с членами комиссии, состоящей из трех представителей Верховной Рады и четырех сотрудников ГПУ.
Для рядовых сотрудников (прокуроров) условия конкурса более просты — им необходимо пройти лишь профотбор (тест на знание законодательной базы), и допускают к нему граждан с высшим юридическим образованием и двухлетним опытом работы в сфере юриспруденции.
Пока публичной критики в адрес реформы не звучит, но негласно высказываются опасения, что стремление к кадровому обновлению может привести к тому, что опытные сотрудники с большим стажем работы окажутся «за бортом», а система будет укомплектована большей частью молодыми кадрами без достаточного профессионального и жизненного опыта. И кто сможет гарантировать, что молодые не будут брать взятки, если они росли, воспитывались и получали образование в стране, где это — обыденное явление?
- На мой взгляд, было бы гораздо правильнее произвести переаттестацию действующего состава сотрудников органов прокуратуры, повысить до достойного уровня заработную плату и создать условия для дальнейшей работы опытным кадрам, — говорит один из бывших сотрудников Измаильской межрайонной прокуратуры (на данный момент — пенсионер). — Сокращать тех, кто проработал более 10 лет якобы из-за коррупционной составляющей — это неправильно (к слову, данная норма нигде не прописана, но не исключено, что украинские реформаторы будут применять такой подход, как это было, в свое время в Грузии — ред.)- Любая реформа — это потрясение для работников системы, но весь вопрос в том, каким будет её результат, — комментирует на условиях анонимности один из действующих сотрудников прокуратуры. — На мой взгляд, гораздо эффективнее было бы создать необходимую правовую базу для эффективной работы прокуратуры, то есть вернуть ряд отнятых полномочий — это, во-первых. Во-вторых — поднять зарплату. А также — увеличить ответственность сотрудников прокуратуры за принятие решений и стимулировать их профессиональные достижения.
Мы решили узнать и мнение специалистов в сфере права, которые не имеют прямого отношения к органам прокуратуры. И обратились за комментарием к адвокату, старшему преподавателю кафедры правоведения ИИВТ Виктору Янковскому.
- Изменения в Закон «О прокуратуре» касаются её структуры и функций, — говорит Виктор Иосифович. — На мой взгляд, абсолютно оправдано сосредоточить следствие в одной структуре — следственном комитете. Что касается утраченной прокуратурой функции общего надзора — это можно расценивать по-разному. Передача этой функции судебным органам существенно усложнила процесс защиты своих прав рядовыми гражданами. С другой стороны, решение подобных споров в судебном порядке стало более прозрачным и объективным, ибо каждая сторона может предоставить в суде свои доводы. На мой взгляд, оправдана и передача судебным органам полномочий по принятию решений в уголовном процессе: ограничения прав и свобод граждан, в том числе ареста, изъятия имущества и так далее. Эти вопросы должны решаться публично. Что касается организации работы прокуратуры, на мой взгляд, на первом этапе возможны сложности из-за того, что руководство местной прокуратуры в Измаиле будет находиться в отдаленности от ряда субъектов надзора — в частности, райотделов милиции Килии, Рени, Болграда.
Мне сложно однозначно ответить на вопрос о целесообразности данной реформы, — продолжил В. Янковский. — Может, поскольку я консерватор по натуре и не являюсь сторонником принципа «Ломать все, чтобы строить заново».
В принципе, процессуальные законы, которые регулируют права и обязанности прокуроров в Уголовном судопроизводстве, остались неизменными, поэтому ждать глобальных изменений в уголовном судопроизводстве не стоит. Если мы и почувствуем существенные изменения — то года через два-три, и то — на условиях эффективного подбора кадров. Весь вопрос в том — кто будет осуществлять этот подбор. Перемены наступят лишь в том случае, если законы будут более качественно и профессионально выполняться.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |