![]() |
|
![]() |
![]() |
Хотя в нашем городе общества или объединения совладельцев многоквартирных домов функционируют уже давно, однако прецедентов, когда бы каждый из их жильцов мог перейти на прямые счета с компанией «Инфоксводоканал», еще не было. И вот теперь этот стереотип впервые разрушен: в ОСМД «Зеленый квартал» лицевые счета открыты и на само объединение, и персонально на собственников всех его 324 квартир.
По пути компромиссов
Что же, спросите, необычного в этом, казалось бы, рядовом событии? Дело в том, разъяснили в ОСМД «Зеленый квартал», что долгое время жильцы ОСМД, жилищных кооперативов и коммунального сектора были поставлены в неравные условия. С владельцами квартир, расположенных в домах коммунальной собственности, «Инфоксводоканал» заключал договора на предоставление услуг, а вот собственникам обществ совладельцев многоквартирных домов и жилищных кооперативов в такой возможности отказывал. Не помогли даже попытки разрешить ситуацию в судебном порядке.
- Тогда мы избрали путь компромиссов, обратившись за содействием в Одесский городской совет, — рассказывает руководитель ассоциации «Массив Нерубайский», в которую входит часть домов ОСМД, Сергей Муранов. — Горсовет не только стал нашим арбитром, но и помог правильно отрегулировать систему взаимоотношений между сторонами.
Все заботы по наведению мостов взяла на себя рабочая группа специалистов, созданная при городском совете. Она собиралась раз в неделю, на заседаниях конкретно определяла, кто и что должен делать, в какие сроки выполнять то или иное задание. Работу, по признанию Сергея Борисовича, проделали огромную, но зато всю систему взаимоотношений сторон привели в соответствие с законодательством.
- С особым пониманием к нашей проблеме отнесся первый вице-мэр Одессы Анатолий Орловский, — отмечает Сергей Муранов. — Он очень грамотно проводил встречи между представителями ОСМД и компанией «Инфоксводоканал», одновременно помогал решать то, что ранее не закончили строители или другие ведомства. Должен сказать, что впервые за долгие годы городская власть отнеслась к нашим бедам и злободневным вопросам с пониманием.
Знакомлюсь с протоколом одного из совещаний. По его результатам было принято решение вменить в обязанность ПСМО «Одесстрой» выполнять работы по устранению замечаний на сетях водоснабжения и водоотведения, а после устранения — передать сети эксплуатирующей компании, а также завершить благоустройство прилегающей территории в части наружного освещения. Не менее важные решения принимались и на других подобных совещаниях.
Плата за водопользование — по прямым лицевым счетам
В итоге проблема, по поводу которой ломались копья долгие годы, была снята с повестки дня всего лишь в течение трех месяцев. Каждый из владельцев квартир «Зеленого квартала», а их здесь, напомним, 324, перешел с филиалом «Инфоксводоканал» ООО «Инфокс» на прямые платежи и платит лишь за те услуги водопользования, которые конкретно получает. Дело дошло до того, что для удобства жильцов «Зеленого квартала» ООО «Инфокс» прислал в ОСМД своего специалиста, которая и оформляла на месте долгожданные прямые договора с собственниками квартир.
- Раньше все жильцы «Зеленого квартала» платили деньги за водопользование по одному общему счетчику, — комментирует бухгалтер ОСМД Юлия Бабий. — А сейчас у каждого — свой лицевой счет, он знает, за что платит, может в полной мере оценить качество полученной услуги.
Кстати, «Зеленый квартал» — едва ли не единственное в Украине объединение совладельцев многоквартирных домов, которому удалось добиться размежевания балансовых взаимоотношений с партнерами. Систему апробировали на водомерах, которые установили во всех квартирах. Для того чтобы жильцы не затягивали надолго процесс их поверки, когда часть механизмов успеет прийти в негодность, в «Зеленом квартале» предложили свою, новую, систему. Заключив договор с СПД «Сорокин», который имеет лицензию на поверку водомеров, поочередно запустили «десанты» его представителей в каждую из квартир. А вслед за ними — специалистов «Инфоксводоканала», которые только пломбировали счетчики. Вся работа заняла лишь два-три месяца, а не была растянута на годы.
А вот с «Одессаоблэнерго» «Зеленый квартал» связывают договора о совместном использовании сетей, предусматривающие правила их эксплуатации и обслуживания. Это тоже своего рода инициатива ОСМД. Ведь при отсутствии в договорных отношениях утвержденной сметы расходов нет и контроля за работой энергетиков, а значит, они за любые сбои в работе сетей ответственности не несут. При наличии же договоров они обязаны предоставить возмещение. Но, судя по всему, договора с утвержденной сметой ныне заключаются редко. Не случайно, привели цифру собеседники, из 800 ОСМД и ЖСК, действующих в Одессе, возмещение получили лишь три. Информация, как говорится, к размышлению.
ОСМД эффективно там, где высокое сознание жителей
Впрочем, новации «Зеленого квартала» этим не исчерпываются, у него — большие планы, в частности, внедрение газовых и тепловых счетчиков.
- Ведь мы сами себя отапливаем, — подчеркивает председатель правления ОСМД «Зеленый квартал» Ольга Фартушняк. — В доме — крышная котельная, которую топим газом и где царствует автоматика. В канун каждого сезона набираем опытных специалистов, все затраты вносим в тариф.
Тарифы ныне — особый разговор. Но даже при нынешних высоких ценах, уверяет Ольга Кирилловна, они в ОСМД вполовину меньше общегородских. Дело не только в рачительности, поставках тепла жильцам по себестоимости, но и в отсутствии наружных сетей и прозрачности начислений.
Тарифы в «Зеленом квартале» не росли, при том что жильцам ОСМД приходится за свой счет содержать крыши, подвалы, котельную, придомовую территорию.
- У нас жильцы нынче платят из расчета по две гривни за квадратный метр, — приводит цифры Ольга Кирилловна. — Это намного меньше общегородского тарифа. Если он повысится, то нам придется вносить коррективы в свои расчеты, накапливать амортизационные отчисления на ремонт лифтов, содержание дома и другие нужды.
- К тому же нужна реформа, которая позволила бы на законодательном уровне банкам и страховым компаниям аккумулировать деньги на амортизационные отчисления, — уверен Сергей Муранов. — А главное, необходимы грамотные и современные специалисты и высокое сознание жителей. ОСМД — отличная форма управления, но для нее необходимы условия и гражданская сознательность.
Как видим, и у «Зеленого квартала» проблем хватает. И тем не менее его опыт может пригодиться другим ОСМД, которым в рамках реформирования устаревшей жилищно-коммунальной системы придется самостоятельно решать множество сложных вопросов.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |