![]() |
|
![]() |
![]() |
Тема перехода аграрного рынка Украины на европейские рельсы регулярно освещается на страницах «ОИ» и вызывает вполне объяснимый интерес читателей. В редакцию поступают вопросы, которые мы адресуем нашему эксперту – бизнес-аналитику в аграрной сфере, кандидату юридических наук, главе адвокатской группы «Юр.комМ» Руслану ЧЕРНОЛУЦКОМУ.
– Руслан Васильевич, многие аграрии нашей области просто боятся, что не выживут в жестких условиях европейской конкуренции. Эти страхи оправданны?
– Вопрос в том, что Украине необходимо как можно скорее начать изготовлять ту продукцию и такого качества, в которой будут заинтересованы потребители, в том числе в ЕС. В Евросоюзе нет конкретных стандартов, каким должен быть, например, хлеб или его упаковка. Но есть стандарты, связанные с технологией производства, с наличием или отсутствием тех или иных веществ.
Когда речь идет о продуктах питания, то значительная часть украинских предприятий уже готова работать по европейским стандартам. Это возможно за счет того, что наши крупные товаропроизводители приобретали иностранное оборудование, завозили племенной скот, если говорить о мясе. Вопросы возникают по отдельным секторам. Очевидно то, что украинским фермерам, которые производят незначительные объемы продукции, очень сложно конкурировать на рынке ЕС. Трудность заключается прежде всего в том, что на процессы адаптации у фермеров, в отличие от крупных аграрных холдингов, нет средств.
В целом наши проблемы не критичны, много предприятий их уже преодолели. Но чтобы решить вопрос раз и навсегда, необходимы деньги для изменений в техническом обеспечении процесса – нужны современные лаборатории, технологии, обучение специалистов, и, конечно, верификация производства в направлении того, что требует рынок ЕС. Одиночные производители и фермеры такие расходы самостоятельно сегодня не потянут.
– 20 сентября вступают в силу положения Закона Украины «Об основных принципах и требования к безопасности и качеству пищевых продуктов». Каковы его особенности?
– Закон вводит систему контроля безопасности пищевых продуктов на всех этапах их производства и обращения – от поля до стола. Собственно, закон должен содействовать активному внедрению на отечественных предприятиях международной системы контроля за безопасностью и качеством в этой сфере – Hazard Analysis and Critical Control Points (НАССР), что в переводе с английского означает «Анализ опасных факторов и контроль в критических точках».
Система НАССР – это принципиально новый подход. Для ее внедрения производители обязаны не только исследовать свой собственный продукт и методы производства, но и применять эту систему и ее требования к поставщикам сырья, вспомогательным материалам, а также к системе оптовой и розничной торговли. Основная ответственность за безопасность продукта возлагается на производителей, на предприятия, которые транспортируют, сохраняют, упаковывают и реализуют товар. Государство же контролирует не готовый продукт, а производство и оборот. Таким образом, можно отследить всю цепочку и выяснить, является ли пищевой продукт безопасным на начальной стадии, а не после факта отравления.
– Кто будет слабым звеном в этой цепочке?
– Несмотря на то, что с марта 2013 года НАССР является обязательной к внедрению на всех украинских предприятиях пищевой промышленности, соответствуют этим стандартам лишь несколько сотен компаний. В основном это предприятия, которые экспортировали продукты питания на рынки стран ЕС еще до подписания Соглашения об ассоциации. Стоит напомнить, что по условиям данного Соглашения производители продуктов питания и сельхозпродукции со временем не смогут продавать свои товары даже на территории Украины, если они не будут соответствовать вышеуказанным стандартам. Закон был принят еще в июне 2014 года, однако его нормы вступают в силу только с 20 сентября этого года – участники рынка пищевых продуктов получили год на подготовку. Но практика показывает, что большинство из них либо не знают о новых нормах, либо же не придают им особого значения.
Как известно, в Украине основные объемы сельхозпродукции производят небольшие предприятия, личные крестьянские и фермерские хозяйства. Вот они как раз являются слабым звеном. В Европе мелкие фермерские хозяйства объединяются в кооперативы, наши же до сих пор мало что знают о возможных последствиях изменений в законодательстве и подобных шагов не предпринимают. Более того, еще одной проблемой для фермеров станет закон о побочных отходах животноводства, который принят в мае 2015 года, но вступит в силу только в следующем году. О его нормах многие наши аграрии также практически не осведомлены. Этот закон вводит суровые штрафные санкции за нарушение норм и правил утилизации отходов животноводства и павшей скотины.
– Как же быть в этой ситуации фермерам и мелким аграриям?
– Внимательно следить за процессом гармонизации законодательства ЕС на территории Украины. Вышеперечисленные законы и нормативные акты – лишь малая толика того, что предусмотрено подписанной Ассоциацией с ЕС. Незнание законов не освобождает от ответственности. Очевидно, что мелкие сельхозпроизводители должны свою ежедневную работу уже сегодня координировать с юристами, специализирующимися на аграрном и земельном праве. Фермерам, чтобы выжить, необходимо объединяться в кооперативы, как в ЕС. Ничего плохого в этом нет. Кооперация позволит грамотно координировать общие финансовые потоки, уменьшить операционные и административные расходы, позволит оперативнее выходить на оптовые рынки. Повторю: процесс гармонизации аграрного законодательства ЕС в Украине потребует серьезных изменений в подходе к управлению своим фермерским хозяйством. Без грамотной юридической поддержки здесь не обойтись.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |