![]() |
|
![]() |
![]() |
В акватории Одессы половина привлекающих дайверов объектов не доступна для погружения. Дайверы говорят: это не дает развиваться подводному туризму, а чиновники боятся нерадивых туристов.
Одесский участок акватории Черного моря хранит в толще воды много исторических объектов привлекательных для дайверов. Любители глубин здесь могут найти объекты на любой вкус — от древнегреческого парусника до затонувшего немецкого «Юнкерс-52», которых в морских глубинах мира сохранилось не более двадцати.
Дайверы уверяют — раньше за такими объектами ехали в Крым, но сейчас Одесса может стать точкой притяжения для любителей подводного туризма. А вот чиновники к подобным идеям относятся с опаской.
Затонувшие объекты
В акватории одесского региона насчитывается около 20 различных объектов. Это и древнегреческий парусник IV в. до н. э., который условно назван «Змеиный-Патрокл», парусные суда второй половины XIX века «Бристоль» и «Милитина», колесный пароход «Дюренштайн» и ряд различных объектов периода Второй мировой войны. Но вот доступны для дайверов едва пять (один из них — румынский транспорт «Сулина» на глубине 22 м).
«Если такой объект занесен в реестр культурного наследия или заявлен как только что обнаруженный — доступ к нему имеют только специалисты с документами от Минкультуры», — пояснил сотрудник управления по охране культурного наследия ОГА Дмитрий Петков. Сейчас в реестре — два таких объекта, еще три будут скоро включены, и еще пять поданы как недавнее открытие. За их сохранностью следит морской отряд Госпогранслужбы.
Как рассказали нам в пресс-службе ГПС Украины, осуществление погружений возле таких объектов разрешено только после согласования с управлением. «Есть координаты всех затонувших объектов, доступ к которым ограничен. И судам запрещено ложится в дрейф или становиться на якорь в радиусе 500 метров от мест затопления, если на борту нет специалиста, имеющего разрешение на работу с такими объектами, — рассказал спикер Южного регионального управлении ГПС Украины Александр Яковенко. — В противном случае, нарушителей привлекут к админответственности». Также он отметил, что сейчас спуск под воду без уведомления пограничников и вовсе запрещен.
Точки соприкосновения
Сами дайверы считают, что такими мерами Минкультуры перекрывает кислород: «Появилась реальная возможность поставить в Одессе подводный туризм. Это бы привлекло в город многих состоятельных людей», — уверены в дайвиг-клубе «Посейдон». Между собой дайверы и вовсе говорят, что чиновники губят идею. Представители турсектора считают, что Одесса, как морская столица Украины, должна развивать подводный туризм. «Я слышал, что что-то решается, но каких-либо явных изменений в этом сезоне уже не будет. Разве что в следующем...» — уверен президент ассоциации «Туризм Одессы» Иван Липтуга.
В управлении по охране культурного наследия парируют: «В этом году проводились две встречи с дайверскими клубами, на которых обсуждался вопрос совместного использования открытых объектов. Но, к примеру, в августе прошлого года была попытка демонтировать герб с «Сулины» и это не единичный случай. К тому же есть еще и ограничения в законодательстве, но мы стараемся искать какие-то точки соприкосновения».
По словам Дмитрия Петкова, несмотря на то, что затонувшие объекты туристически привлекательны, в первую очередь рассматривается вопрос их сохранения. «Для работы с такими объектами необходимо иметь программу, составлять годовые отчеты для министерства. Это может быть изучение как у экспедиции «Наварекс» или же просто мониторинг, но только так эти объекты можно сохранить от разрушений», — считает Дмитрий Петков.
Вместо затонувшего объекта — бомба
Случается, что при погружении, любители дайвинга обнаруживают и различные боеприпасы. Как рассказали нам в облуправлении ГСЧС, буквально на днях у берега в селе Молодежное, Овидиопольского района дайверы нашли предмет, похожий на авиационную бомбу. Но прибывшие на место спасатели развели опасения — находка оказалась пустым кислородным баллоном. Однако в ГСЧС предупреждают — в случае обнаружения стоит сразу же уведомлять спасателей. «В этом году был лишь один такой случай и тоже в Овидиопольском районе — там обнаружили авиабомбу «ФАБ-250». Пролежав более 70 лет в воде они очень неустойчивы, и попытки самостоятельно поднять такие объекты опасны», — рассказала нам пресс-секретарь облГСЧС Ольга Левчук.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |