![]() |
|
![]() |
![]() |
В газете «Голос Украины» опубликован Закон Украины «О местных выборах».
О его особенностях мы попросили рассказать нашего эксперта – кандидата юридических наук, главу адвокатской группы «Юр.комМ» Руслана ЧЕРНОЛУЦКОГО.
Основные цели и задачи нового Закона
Введение эффективного правового регулирования порядка организации и проведения местных выборов в соответствии с требованиями Конституции Украины, с учетом рекомендаций международных организаций, использованием практического опыта проведения прошлых избирательных кампаний.
Актуализация положений закона о местных выборах – в части правового регулирования порядка проведения выборов сельских, поселковых старост, территориальной организации выборов и управления избирательным процессом в связи с принятием Закона Украины «О добровольном объединении территориальных громад».
Проведение местных выборов в соответствии с требованиями Конституции Украины и с учетом особенностей реформы децентрализации местного самоуправления.
Особенности нового закона
Введение процедуры выборов городских голов больших городов в два тура и по принципу абсолютного большинства проголосовавших избирателей.
Абсолютное большинство голосов, поданных за данного кандидата, – это число, составляющее больше половины (по крайней мере половина голосов плюс один голос) всех поданных голосов вместе взятых. Пример: на выборах по данному избирательному округу подано 185000 голосов (абсолютное большинство в данном случае – не меньше 92501). За одного кандидата подано 143000 голосов, за второго – 42000. Первый кандидат в этом случае получил абсолютное большинство голосов.
Уменьшение предельного количества депутатов местных советов. Общий состав (количество депутатов) местного совета коррелируется с численностью избирателей:
1) до 1 тысячи избирателей – 12 депутатов;
2) от 1 тысячи до 3 тысяч избирателей – 14 депутатов;
3) от 3 тысяч до 5 тысяч избирателей – 22 депутата;
4) от 5 тысяч до 20 тысяч избирателей – 26 депутатов;
5) от 20 тысяч до 50 тысяч избирателей – 34 депутата;
6) от 50 тысяч до 100 тысяч избирателей – 36 депутатов;
7) от 100 тысяч до 250 тысяч избирателей – 42 депутата;
8) от 250 тысяч до 500 тысяч избирателей – 54 депутата;
9) от 500 тысяч до 1 миллиона избирателей – 64 депутата;
10) от 1 миллиона до 2 миллионов избирателей – 84 депутата;
11) свыше 2 миллионов избирателей – 120 депутатов.
Законопроектом, в частности, предусматривается, что местные выборы будут проходить по приведенным ниже избирательным системам.
1) Для депутатов сельских, поселковых советов сохраняется действующая на сегодня мажоритарная система относительного большинства в одномандатном избирательном округе.
Относительное, или простое, большинство – наибольшее число голосов, которое получил один кандидат по сравнению с другими. Например: на выборах за трех кандидатов подано 1600 голосов; первый получил 700 голосов, второй – 500, третий – 400. Относительное большинство получил первый кандидат.
2) Для депутатов областных, районных, городских, районных в городах советов – по пропорциональной избирательной системе с преференциями (выборы в многомандатном избирательном округе, что совпадает с территорией Автономной Республики Крым, соответствующем области, району, городу, району в городе, по избирательным спискам местных организаций партий с одновременным выдвижением кандидатов в территориальных округах, на которые делится многомандатный округ).
3) Для городских голов (городов, количество избирателей в которых равно или больше 90000) – по мажоритарной системе абсолютного большинства в едином одномандатном избирательном округе.
4) Для сельских, поселковых, городских (городов, количество избирателей в которых меньше 90000) голов, сельских старост – по мажоритарной системе относительного большинства в едином одномандатном избирательном округе.
С целью проведения выборов депутатов областных, районных, городских, районных в городах советов территория многомандатного округа разделяется на территориальные округа, количество которых равно количественному составу соответствующего совета.
С целью упорядочения территориальной организации выборов предлагается вынести за пределы избирательного процесса формирование состава территориальных избирательных комиссий и образование ими территориальных округов. За счет этого сохраняется существующая продолжительность избирательного процесса – 50 дней.
Выдвижение кандидатов будет осуществляться местной организацией политической партии не более чем по два кандидата в каждом территориальном округе. При этом все кандидаты в депутаты, выдвинутые местной организацией партии в территориальных округах, включаются в единый избирательный список кандидатов от этой местной организации партии в соответствующий совет.
Предлагается установить дифференцированный избирательный барьер – 5% голосов избирателей, поданных за избирательные списки местных организаций партий в пределах многомандатного округа.
Количество голосов избирателей, полученных местной организацией партии и кандидатом, выдвинутым ею в соответствующем территориальном округе, определяет уровень личной поддержки кандидата. Соответственно, в зависимости от этой поддержки будет определяться рейтинг кандидата в избирательном списке местной организации партии.
Распределение голосов между кандидатами от местной организации партии осуществляется в соответствии с их очередностью в избирательном списке, установленной решением территориальной избирательной комиссии на основе рейтинга.
Кроме того, потребность в проведении промежуточных выборов будет отсутствовать. В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранным признается следующий по очередности кандидат в списке местной организации партии, составленном по результатам выборов в соответствии с уровнем поддержки каждого кандидата.
С целью повышения прозрачности и открытости избирательного процесса, недопущения нарушения требований относительно «двойного баллотирования» Законом предлагается задействовать возможности органов ведения Государственного реестра избирателей в части регистрации кандидатов, осведомленности избирателей о зарегистрированных кандидатах, передачи итогов и результатов голосования.
Узкие места нового закона
Избиратель может проголосовать только в том случае, если он внесен в список избирателей. При этом не указаны механизмы решения проблемы, если избиратель не внесен в список: как и в какие сроки, каким образом можно реализовать свое избирательное право альтернативным способом.
Права голосовать лишили военнослужащих-срочников, граждан Украины, проживающих за границей, людей, находящихся по судимости в местах заключения. Причина: их невозможно идентифицировать с определенной территориальной громадой по факту постоянного проживания. Данная норма по сути является нарушением Конституции Украины в части права каждого гражданина, независимо от его статуса и прописки, участвовать в голосовании.
Подача кандидатур в состав теризбиркомов определяется формой, утвержденной Центризбиркомом. Данная форма сегодня еще не известна.
Настораживает тот факт, что в тексте закона отмечено: технические неточности при подаче информации о кандидатурах в избиркомы не являются основанием для отклонения этих кандидатур. Нет Порядка определения, что является технической неточностью. Отсутствие последнего может быть источником для фальсификаций.
Непонятно, каким образом территориальные избиркомы будут осуществлять контроль за избирательными фондами кандидатов.
Запрет избирателям, которые в день выборов находятся не на своих избирательных участках по месту прописки, принимать участие в голосовании по заявлению на другом участке в другой области, является нарушением Конституции Украины в части свободы передвижения и свободы голосования. Положение части третьей статьи 7 Закона Украины «О Государственном реестре избирателей» не применяется на местных выборах.
Непонятны мотивы ограничения эфирного времени и газетной площади размером не более 20% для размещения предвыборной агитации партий и кандидатов. Данные ограничения могут помешать кандидатам и партиям, не имеющим своих ТВ-каналов и газет, получить доступ к СМИ.
Статья 68 гласит, что партия и кандидат могут создавать свой избирательный фонд согласно Порядку, прописанному в законе. Однако самого Порядка в тексте закона нет.
Указано, что для избирательного фонда открывается один текущий накопительный счет. Но для того, чтобы средства расходовать, необходимо открывать еще дополнительно текущие счета, откуда с единого счета будут перебрасываться средства. В законе не указаны принципы целевого использования и открытия счетов расходования избирательного фонда.
Кандидат и партия назначают распорядителя средств избирательного фонда. Такой распорядитель обязан вести документальный отчет прихода и расходования средств. Однако ни НБУ, ни КМУ пока еще не утвердили Порядок работы избирательных фондов и учета таких средств. Отсюда непонятны система и методика работы распорядителя избирательного фонда, неизвестны степень его ответственности и обязанности.
Непонятна процедура оспаривания результатов выборов. Закон пишет, что можно оспаривать их в Центризбиркоме и в Административном суде. Однако не прописаны механизмы и не установлены критерии, по которым надо обращаться в конкретном случае – когда в Центризбирком, а когда в суд.
В целом закон не дает четкого определения, какие доказательства и факты являются обоснованными при подаче жалобы в теризбирком.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |