ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Местные выборы: что изменилось?
15.08.2015 / Газета: Одесские известия / № 70(4780) / Тираж: 18937

В газете «Голос Украины» опубликован Закон Украины «О местных выборах».

О его особенностях мы попросили рассказать нашего эксперта – кандидата юридических наук, главу адвокатской группы «Юр.комМ» Руслана ЧЕРНОЛУЦКОГО.

Основные цели и задачи нового Закона

 Введение эффективного правового регулирования порядка организации и проведения местных выборов в соответствии с требованиями Конституции Украины, с учетом рекомендаций международных организаций, использованием практического опыта проведения прошлых избирательных кампаний.

 Актуализация положений закона о местных выборах – в части правового регулирования порядка проведения выборов сельских, поселковых старост, территориальной организации выборов и управления избирательным процессом в связи с принятием Закона Украины «О добровольном объединении территориальных громад».

 Проведение местных выборов в соответствии с требованиями Конституции Украины и с учетом особенностей реформы децентрализации местного самоуправления.

Особенности нового закона

 Введение процедуры выборов городских голов больших городов в два тура и по принципу абсолютного большинства проголосовавших избирателей.

Абсолютное большинство голосов, поданных за данного кандидата, – это число, составляющее больше половины (по крайней мере половина голосов плюс один голос) всех поданных голосов вместе взятых. Пример: на выборах по данному избирательному округу подано 185000 голосов (абсолютное большинство в данном случае – не меньше 92501). За одного кандидата подано 143000 голосов, за второго – 42000. Первый кандидат в этом случае получил абсолютное большинство голосов.

 Уменьшение предельного количества депутатов местных советов. Общий состав (количество депутатов) местного совета коррелируется с численностью избирателей:

1) до 1 тысячи избирателей – 12 депутатов;

2) от 1 тысячи до 3 тысяч избирателей – 14 депутатов;

3) от 3 тысяч до 5 тысяч избирателей – 22 депутата;

4) от 5 тысяч до 20 тысяч избирателей – 26 депутатов;

5) от 20 тысяч до 50 тысяч избирателей – 34 депутата;

6) от 50 тысяч до 100 тысяч избирателей – 36 депутатов;

7) от 100 тысяч до 250 тысяч избирателей – 42 депутата;

8) от 250 тысяч до 500 тысяч избирателей – 54 депутата;

9) от 500 тысяч до 1 миллиона избирателей – 64 депутата;

10) от 1 миллиона до 2 миллионов избирателей – 84 депутата;

11) свыше 2 миллионов избирателей – 120 депутатов.

 Законопроектом, в частности, предусматривается, что местные выборы будут проходить по приведенным ниже избирательным системам.

1) Для депутатов сельских, поселковых советов сохраняется действующая на сегодня мажоритарная система относительного большинства в одномандатном избирательном округе.

Относительное, или простое, большинство – наибольшее число голосов, которое получил один кандидат по сравнению с другими. Например: на выборах за трех кандидатов подано 1600 голосов; первый получил 700 голосов, второй – 500, третий – 400. Относительное большинство получил первый кандидат.

2) Для депутатов областных, районных, городских, районных в городах советов – по пропорциональной избирательной системе с преференциями (выборы в многомандатном избирательном округе, что совпадает с территорией Автономной Республики Крым, соответствующем области, району, городу, району в городе, по избирательным спискам местных организаций партий с одновременным выдвижением кандидатов в территориальных округах, на которые делится многомандатный округ).

3) Для городских голов (городов, количество избирателей в которых равно или больше 90000) – по мажоритарной системе абсолютного большинства в едином одномандатном избирательном округе.

4) Для сельских, поселковых, городских (городов, количество избирателей в которых меньше 90000) голов, сельских старост – по мажоритарной системе относительного большинства в едином одномандатном избирательном округе.

 С целью проведения выборов депутатов областных, районных, городских, районных в городах советов территория многомандатного округа разделяется на территориальные округа, количество которых равно количественному составу соответствующего совета.

 С целью упорядочения территориальной организации выборов предлагается вынести за пределы избирательного процесса формирование состава территориальных избирательных комиссий и образование ими территориальных округов. За счет этого сохраняется существующая продолжительность избирательного процесса – 50 дней.

 Выдвижение кандидатов будет осуществляться местной организацией политической партии не более чем по два кандидата в каждом территориальном округе. При этом все кандидаты в депутаты, выдвинутые местной организацией партии в территориальных округах, включаются в единый избирательный список кандидатов от этой местной организации партии в соответствующий совет.

 Предлагается установить дифференцированный избирательный барьер – 5% голосов избирателей, поданных за избирательные списки местных организаций партий в пределах многомандатного округа.

 Количество голосов избирателей, полученных местной организацией партии и кандидатом, выдвинутым ею в соответствующем территориальном округе, определяет уровень личной поддержки кандидата. Соответственно, в зависимости от этой поддержки будет определяться рейтинг кандидата в избирательном списке местной организации партии.

 Распределение голосов между кандидатами от местной организации партии осуществляется в соответствии с их очередностью в избирательном списке, установленной решением территориальной избирательной комиссии на основе рейтинга.

 Кроме того, потребность в проведении промежуточных выборов будет отсутствовать. В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранным признается следующий по очередности кандидат в списке местной организации партии, составленном по результатам выборов в соответствии с уровнем поддержки каждого кандидата.

 С целью повышения прозрачности и открытости избирательного процесса, недопущения нарушения требований относительно «двойного баллотирования» Законом предлагается задействовать возможности органов ведения Государственного реестра избирателей в части регистрации кандидатов, осведомленности избирателей о зарегистрированных кандидатах, передачи итогов и результатов голосования.

Узкие места нового закона

 Избиратель может проголосовать только в том случае, если он внесен в список избирателей. При этом не указаны механизмы решения проблемы, если избиратель не внесен в список: как и в какие сроки, каким образом можно реализовать свое избирательное право альтернативным способом.

 Права голосовать лишили военнослужащих-срочников, граждан Украины, проживающих за границей, людей, находящихся по судимости в местах заключения. Причина: их невозможно идентифицировать с определенной территориальной громадой по факту постоянного проживания. Данная норма по сути является нарушением Конституции Украины в части права каждого гражданина, независимо от его статуса и прописки, участвовать в голосовании.

 Подача кандидатур в состав тер­избиркомов определяется формой, утвержденной Центризбиркомом. Данная форма сегодня еще не известна.

 Настораживает тот факт, что в тексте закона отмечено: технические неточности при подаче информации о кандидатурах в избиркомы не являются основанием для отклонения этих кандидатур. Нет Порядка определения, что является технической неточностью. Отсутствие последнего может быть источником для фальсификаций.

 Непонятно, каким образом территориальные избиркомы будут осуществлять контроль за избирательными фондами кандидатов.

 Запрет избирателям, которые в день выборов находятся не на своих избирательных участках по месту прописки, принимать участие в голосовании по заявлению на другом участке в другой области, является нарушением Конституции Украины в части свободы передвижения и свободы голосования. Положение части третьей статьи 7 Закона Украины «О Государственном реестре избирателей» не применяется на местных выборах.

 Непонятны мотивы ограничения эфирного времени и газетной площади размером не более 20% для размещения предвыборной агитации партий и кандидатов. Данные ограничения могут помешать кандидатам и партиям, не имеющим своих ТВ-каналов и газет, получить доступ к СМИ.

 Статья 68 гласит, что партия и кандидат могут создавать свой избирательный фонд согласно Порядку, прописанному в законе. Однако самого Порядка в тексте закона нет.

 Указано, что для избирательного фонда открывается один текущий накопительный счет. Но для того, чтобы средства расходовать, необходимо открывать еще дополнительно текущие счета, откуда с единого счета будут перебрасываться средства. В законе не указаны принципы целевого использования и открытия счетов расходования избирательного фонда.

 Кандидат и партия назначают распорядителя средств избирательного фонда. Такой распорядитель обязан вести документальный отчет прихода и расходования средств. Однако ни НБУ, ни КМУ пока еще не утвердили Порядок работы избирательных фондов и учета таких средств. Отсюда непонятны система и методика работы распорядителя избирательного фонда, неизвестны степень его ответственности и обязанности.

 Непонятна процедура оспаривания результатов выборов. Закон пишет, что можно оспаривать их в Центризбиркоме и в Административном суде. Однако не прописаны механизмы и не установлены критерии, по которым надо обращаться в конкретном случае – когда в Центризбирком, а когда в суд.

 В целом закон не дает четкого определения, какие доказательства и факты являются обоснованными при подаче жалобы в теризбирком.

Автор: -


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту