![]() |
|
![]() |
![]() |
Игорь Владимирович Смирнов был избран на пост первого заместителя председателя областного совета в очень непростое время, которое сегодня часто называют временем кризис-менеджеров. Действительно, в руководстве органов местного самоуправления нужны люди, способные правильно определить основные направления развития региона, помочь договориться представителям разных политических сил, представленных в «областном парламенте», при принятии важных для жизни региона решений.
Судя по всему, депутаты, которые большинством голосов избрали Смирнова первым заместителем председателя областного совета, увидели в Игоре Владимировиче все необходимые сегодня руководителю человеческие качества и достаточный профессиональный опыт.
– Игорь Владимирович, поскольку Вы – врач по образованию, хотелось бы начать нашу беседу с вопроса о реформировании системы здравоохранения – пожалуй, одной из наиболее социально значимых сфер жизни людей. Намеченные правительством преобразования кардинально изменят взаимоотношения между государством и лечебными учреждениями, лечебными учреждениями и врачами, государством и пациентами. Так ли необходимы эти реформы в наше непростое кризисное время? И что они дадут, в первую очередь пациентам?
– Как депутат областного совета, я получил уже более 10 тысяч обращений граждан по поводу некачественного медицинского обслуживания. Люди знают, что здравоохранение у нас как бы бесплатное, но им приходится платить в поликлиниках и больницах за медикаменты и даже за право попасть в выбранное ими лечебное учреждение к конкретному врачу. Но при этом далеко не всегда полученная услуга окажется высокого качества.
Руководители учреждений здравоохранения, их заместители, заведующие отделениями так организовали работу, что основные потоки пациентов идут через них и к приближенным к ним врачам. А молодые специалисты не имеют возможностей получить необходимый для профессионального роста опыт.
Распределяя пациентов, руководители лечебных учреждений забывают о необходимости повышать свою квалификацию, не стимулируют к этому своих подчиненных. Как следствие, уровень большинства врачей значительно снизился. Понимание того, что пациент все равно придет и никуда не денется, усиливает халатное отношение к работе. Нередки случаи, когда у пациента, находящегося в больнице на протяжении нескольких дней, никто не торопится брать анализы, проводить обязательные диагностические исследования – УЗИ, ЭКГ, рентген. Так происходит до тех пор, пока кто-то не пролоббирует интересы этого пациента и не заставит медиков выполнять свои обязанности. Все это приводит к большому количеству медицинских ошибок, но ни один врач на моей памяти наказан за это не был.
– Как разорвать такой порочный круг?
– Я ходатайствовал перед профильным заместителем председателя облгосадминистрации о создании совета по реформированию системы здравоохранения с целью повышения качества оказываемой населению медицинской помощи. В него войдут руководители областного здравоохранения, наиболее крупных областных учреждений и частных медицинских структур, представители общественных организаций и консультанты, возможно, даже приглашенные из-за рубежа.
Анализ ситуации показал, что медицинские учреждения, которым государство финансирует оплату коммунальных услуг и зарплату персонала, в значительной степени дублируют друг друга. А количество проводимых ими терапевтических и хирургических вмешательств не так велико, чтобы продолжать содержать все эти учреждения.
– Получается, что с целью экономии средств какие-то лечебные учреждения закроют, как уже произошло с участковыми больницами в районах области?
– Нет, выборочное сокращение было бы неправильным. Есть предложение перевести больницы – коммунальные учреждения в статус коммунальных предприятий. Реформа предусматривает, что менеджеры с экономическим образованием, которые возглавят эти КП, получат большую свободу действий в рамках существующего объема финансирования.
Например, о том, чтобы специалисты прошлись по территории больницы с тепловизором и определили источники потерь тепла, надо договариваться с управлением здравоохранения облгосадминистрации. На это еще может и не найтись необходимых бюджетных средств. Менеджер, понимая, что если привести в порядок теплосети, то удастся сэкономить на отоплении зимой, деньги на обследование с помощью тепловизора обязательно найдет. И ему для этого уже не придется тратить время на различные согласования.
Реформа существенно изменит и положение врачей. Пациенты, получив право обращаться к любому врачу в любое лечебное учреждение, пойдут к лучшим. На основании этого будет рассчитываться рейтинг специалистов. И те, к кому придет больше пациентов, получат надбавку к заработной плате. Отстающим же придется либо повышать свою квалификацию, либо менять профессию. Так работают, и весьма успешно, в большинстве стран мира.
Кроме того, сейчас идет процесс тарификации, то есть расчета стоимости медицинских услуг. После завершения данной работы платежеспособные граждане будут оплачивать оказанную им медицинскую помощь через кассу лечебного учреждения, а за пациентов из социально незащищенных слоев населения лечебному учреждению заплатит государство. Таким образом, в Украине намерены наконец-то начать легализацию огромного теневого рынка медицинских услуг, о необходимости которой говорится уже не один десяток лет.
– Игорь Владимирович, в условиях перехода на рыночные взаимоотношения областных лечебных учреждений, как будут строиться их взаимоотношения с многочисленными частными медицинскими структурами, работающими в регионе?
– Частные структуры как раз и поднимались за счет не всегда удачной работы коммунальных лечебных учреждений. Свои тарифы они рассчитывали, исходя из теневой стоимости услуг, оказываемых в областных больницах. Частные структуры забирают сегодня наиболее перспективную молодежь, у которой нет шанса на развитие в коммунальных ЛПУ. В рыночных условиях ситуация начнет выравниваться.
– Говоря о реформе системы здравоохранения, упоминают опыт разных стран. Чья модель, на Ваш взгляд, более всего подходит для Украины?
– Думаю, что наша страна имеет право идти своим путем. Тем не менее, часто говорят об опыте Польши. Но там проводили реформу при серьезной финансовой поддержке ЕС. У нас такой ситуации не будет. Придется рассчитывать на свои силы.
– Давайте от близкого и хорошо изученного Вами здравоохранения перейдем к системе общественных отношений. Когда Вас избирали на пост первого заместителя председателя областного совета, одной из главных поставленных задач было содействие реализации Закона Украины «О добровольном объединении территориальных громад». Что, на Ваш взгляд, мешает реализации закона и в чем выиграют от него люди на местах?
– Территориальная реформа – это трудный, но очень перспективный шаг. Многие страны шли к объединению громад на протяжении многих лет. Мы же хотим, учтя чужие ошибки, сделать этот процесс более эффективным.
Укрупненные территориальные громады получат возможность аккумулировать больше средств на свое развитие за счет остающихся на местах налогов, правильного использования земли и оформления документов регистрационного характера.
Если оценивать настроения, то в южных районах люди более готовы к восприятию перемен, готовы адаптироваться к ним. В северных же более сильными остаются ожидания, связанные с приходом нового руководства, которое все сделает и всем обеспечит.
На мой взгляд, основная проблема сегодня – амбиции местных руководителей, которые хотят провести реформу так, как выгодно им.
Например, в Кодыме со стороны районного совета и райгосадминистрации была проведена слабая разъяснительная работа. После моей двухчасовой беседы позиции сельских и поселковых голов стали меняться, так как люди начали понимать свою выгоду.
Или ситуация в другом районе. Есть пять сел, которые территориально и исторически близки, имеют налаженные хозяйственные связи. Но одно из них никак не соглашается на объединение. Происходит это потому, что данное село хочет быть центром новой объединенной громады, и все. При этом совершенно не учитывается то обстоятельство, что этот населенный пункт существенно проиграет, став центром. Инициатором неправильного подхода вновь выступает сельский голова.
На мой взгляд, централизация позволяет аккумулировать потоки средств исключительно в интересах центра. Периферия от этого проигрывает. В качестве примера могу привести процесс централизации одной из общенациональных структур – «Укртелекома». Сегодня, к сожалению, она распадается и теряет свою социальную значимость.
При децентрализации происходит обратный процесс. Усиливаются периферийные объединения. Для максимально эффективного использования преимуществ децентрализации во главе новых громад должны стать мудрые собственники, способные сделать основной акцент на тех бизнесах, которые будут способствовать социально-экономическому развитию территорий.
Сегодня также есть все предпосылки для развития новых производств. Японцы предлагают построить мини-мусоросжигательные заводы. С их помощью можно не только ликвидировать залежи накопившегося за многие годы мусора, но и отапливать социальные объекты. Поляки предлагают мини-молзаводы. Специалисты из Израиля могут помочь в организации полного цикла хозяйствования. Это увеличит поступление доходов в бюджет громады, создаст новые рабочие места. Ведь само по себе животноводство нерентабельно. Оно должно развиваться параллельно с выращиванием зерновых, производством кормов. Тогда можно выйти на приемлемые условия ведения хозяйства. Велик в области и потенциал садоводства. Но все эти направления деятельности должны развиваться циклами. А осилить это смогут только объединенные громады.
Они же, взяв на себя регистрацию договоров аренды земли, начнут бороться с варварским отношением к полям со стороны сельхозпроизводителей. Многие из них сегодня сами себе хозяева: засеяли поля, убрали урожай, продали его и совершенно не думают о правильном, не истощающем землю, севообороте, о восстановлении угодий, об участии в социальной жизни населенных пунктов. Теперь же громады будут определять новые, социально ответственные условия для ведения бизнеса на своих территориях.
– Игорь Владимирович, развитие каждой укрупненной территориальной громады должно быть тесно взаимосвязано с развитием области в целом и идти ей во благо, а не наоборот. Что может помочь в этом?
– Говоря о важных секторах экономики области, прежде всего упоминают сельское хозяйство, морехозяйственный комплекс, некоторые промышленные предприятия. Но это еще не все. Надо искать новые точки роста, способные обеспечить дополнительные векторы развития территорий. В частности, очень перспективной представляется туристическая отрасль. Нами – двумя комиссиями областного совета совместно с Агентством по инвестициям и инновациям, двумя Одесскими вузами, специалистами, которые готовили документы о придании статуса курорта Крыму, подготовлена карта инвестирования. Для этого мы взяли более 30 инфраструктурных показателей по всем районам: качество дорог, энерго– и газообеспечение, туристический и хозяйственный потенциал. В общем, собрали все то, что учитывают инвесторы при определении рисков реализации инвестиционных проектов. Сложив всю имеющуюся информацию, получили четкую картину приоритетных направлений – тех самых точек роста, способных дать новый толчок развитию экономике региона посредством подъема туризма.
– Недавно Вы проводили совещание, на котором обсуждалась уникальная инициатива Одесской и Николаевской областей по реабилитации Тилигульского лимана. Судя по всему, реализация одного из четырех предложенных вариантов может оказаться весьма выгодной для обеих областей?
– Да, это важная инициатива с точки зрения природоохраны и сохранения самого чистого из лиманов. Но нужно еще подумать об экономике. Я дал поручение проанализировать экономическую составляющую, чтобы этот проект был выгодным для нашей области. Следующее совещание по данному вопросу запланировано на конец августа – начало сентября в Николаевской области, в Коблево.
– Какие ожидания Вы связываете с предстоящими выборами?
– Времени на подготовку к ним мало. Эти выборы представляются мне непрогнозируемыми. Высока степень разочарования в происходящем. Людям тяжело сориентироваться, разобраться, где профанация, а где идет речь о реальном плане действий. Хотелось бы, чтобы политические силы пришли к консенсусу, делегировали из своих рядов лучших представителей ради развития региона.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |