![]() |
|
![]() |
![]() |
Александр Чернявский умудрился продать в Турции 300 тонн килийского риса. Причем по высокой цене. Это все равно что «толкнуть» украинский песок в Сахаре.
Наша страна вообще не вывозит свой рис за границу. У нас его мало. Рисовые системы имеются только в Крыму, Херсонской и Одесской областях, весь «речной жемчуг» расходится на внутреннем рынке. Основной же объем белого зерна импортируется в Украину из Индии, Китая, Турции. И ввиду низкой покупательской способности нашего населения завозится самый дешевый, второсортный рис.
Нельзя ли вырастить побольше своего – и качественного? Об этом и многом другом – наш разговор с А.В. Чернявским, молодым руководителем агрохолдинга «Бессарабия», который является одним из крупнейших рисосеющих предприятий Одесщины.
На уровне фантастики
– Александр Васильевич, после аннексии Крыма Украина еще больше почувствовала дефицит риса. Очевидно, возникла необходимость максимально увеличить объемы посевов?
– Ситуация сложная и требует решительных действий. В прошлом году в рисовых системах Херсонской области часть площадей была засеяна ячменем и пшеницей – срочно пересеяли под рис. Предвидя дефицит, в этом году я поставил перед коллективом задачу – увеличить площади под посевами риса на 50 процентов. Агроном мне сказал: «Василич, мы знаем, что ты целеустремленный человек, но это – на уровне фантастики». И все же мы взялись за работу. Зимой прочистили 20 километров заиленных каналов. Проложили дополнительные трубы, что позволило заполнять чеки водой уже не за 29, а за 5-7 дней. В подготовку рисовой системы вложили 250 тысяч гривень. Кроме этого, купили еще один трактор. И если в прошлом году тысячу гектаров риса мы засеяли за 25 дней, то в этом году полторы тысячи гектаров – за 17 дней. Сделали – и сами себе удивились.
– Дополнительные 500 гектаров риса – это примерно еще 40 вагонов белого зерна. Если учесть, что в среднем каждый житель Украины потребляет в год 4 килограмма риса, можно подсчитать, что агрохолдинг «Бессарабия» дополнительно накормит 600 тысяч человек. Патриотизм в действии!
– Однако в начале года началось такое, что…
Встал вопрос: а сеять ли рис вообще?
– Весной нас «обрадовали» – подняли цены на воду, – продолжает
А. Чернявский. – Если раньше за кубометр дунайской воды мы платили 2 копейки, и за сезон это вылилось для предприятия в 3,5 миллиона гривень, то в этом году потребовали 10 копеек. В пять раз больше! А с учетом увеличения посевов на 50 процентов... Встал вопрос – а сеять ли рис вообще? Мы начали возмущаться на уровне района и области: не ставьте предприятие на колени! Мы доказывали, что такой скачок экономически не обоснован – доллар же не подорожал в пять раз. В конце концов, вы же не производите эту воду – Дунай течет, черпай из него сколько угодно!.. Снизьте цены – я возьму больше воды, и вы заработаете на объемах. В итоге многочисленных переговоров нам удалось понизить расценки до 6 копеек.
– Невозможно возделывать рис без четко работающих гидротехнических сооружений, без целого ряда насосных станций Килийского управления водного хозяйства, которые подают воду из Дуная. Как складывается сотрудничество с государственным партнером?
– Мы платим за воду миллионы гривень – где модернизация насосных станций? Я даже за свои деньги покупал счетчики, потому что управление водного хозяйства сказало: денег нет, хотите работать – сами ставьте приборы учета. Насосы старые, качают 75 процентов воды и 25 процентов воздуха. А сколько они «съедают» электроэнергии! Предложил: если не можете содержать насосные станции, передайте их нам в аренду на 20 лет, чтобы я купил и установил итальянские насосы, они в два раза экономичнее и в два раза продуктивнее. Не хотят, боятся потерять свой кусок хлеба.
– Каких капиталовложений требует производство риса?
– Это очень энерго- и ресурсозатратное производство. Например, для обработки рисовых полей приходится использовать авиацию (в чеки, заполненные водой, трактор не зайдет). Мы используем вертолет: он дороже, чем самолет, зато работает с большей точностью. В этом году вертолет уже шесть раз обработал рисовые поля. Если посчитать затраты, то на каждый гектар риса надо вложить порядка 20 тысяч гривень. То есть наши полторы тысячи гектаров – это 30 миллионов. И это без учета стоимости воды, зарплаты для коллектива в 120 человек и налогов. Кстати, налог на землю подняли в 21 раз. Люди, да что же вы делаете?!. В этом году я четыре раза переписывал бизнес-план. Можно ли вести бизнес в таких условиях?
– Однако нынче цены на рис такие, что его производство все же рентабельно, не так ли?
– Все говорят: рис – выгодная тема. Очень выгодная, согласен! Но сначала надо вложить. И выйти с прибылью, которая позволит обновлять машинно-тракторный парк, ежегодно поддерживать рисовые системы в рабочем состоянии. Да, у нас появились новые комбайны. В этом году приобрели подъемный кран и автовышку, потому что элементарно поменять в селе лампочку на столбе не могли. Но есть люди, которые считают только наши доходы.
«Считают, что мы здесь в шоколаде»
– Наше предприятие в этом году пережило две попытки рейдерского захвата, – делится проблемами руководитель. – Мы останавливали трактора без номеров, которые появлялись на наших полях и начинали их засевать. Моим пайщикам предлагали по 20 тысяч гривень каждому только за то, чтобы они разорвали договор с агрохолдингом «Бессарабия». На меня посыпались жалобы – не даю пользоваться водой, угнетаю кого-то. Пусть сначала покажут свои документы на право пользования водными ресурсами Украины. У нашего предприятия есть документы на спецводопользование, я их полгода оформлял, пройдя десяток согласований в разных инстанциях.
У нас, в селе Лески, работают семь фермеров, и мы всегда договариваемся о влагозарядке, о промывке почвы (работаем на солонцах). Но если приходят посторонние люди, за которыми стоят днепропетровские деньги… Если подбрасывают записки с угрозами, требуя, чтобы я в течение недели из этого села убрался… Пошел передел интересов. И мы готовимся к новым атакам.
– В этом сезоне возникли серьезные проблемы у вашего коллеги из Килии: «Одесские известия» рассказывали о том, что на часть рисовых систем СПК «Маяк» нашлись новые охотники. Они воспользовались тем, что не все документы на землю были в порядке.
– И «Маяк» потерял 150 гектаров. На части его оросительной системы – новые хозяева. И если не взять ситуацию под контроль, это – начало конца. Пустите свинью в свой огород – вы знаете, что она наделает. Естественно, я буду сопротивляться. Моя главная задача – удержать хозяйство в целости и сохранности. Только таким образом рисовую систему – сложный комплекс гидротехнических сооружений – можно эксплуатировать наиболее эффективно.
Хлопают по плечу: «Уважаем, молодец!»
– Сегодня агрохолдинг «Бессарабия» – это не только стабильное предприятие, выдающее на-гора продукцию, это целый ряд социальных гарантий, чему не нарадуется Лесковский сельсовет.
– У меня в коллективе работают 120 человек, это труженики с мозолистыми руками, и я без них – никто. За три года, что я возглавляю предприятие, – ни одного дня просрочки зарплаты. Каждый наш пайщик получает по три тонны зерна…
– Ого! Во многих хозяйствах если выдают по тонне, то уже считается хорошо.
– Мы помогаем жителям села Лески строить новый водопровод. Планирую разбить парк с детской игровой площадкой – оборудование уже закуплено. Постоянно помогаем детскому садику, школе – разве я могу не заботиться о детях своих сотрудников, жителей села? А если вспомнить прошедшую зиму, когда село оказалось в зоне подтопления? Каждую ночь за свой счет предприятие откачивало воду. Пока спасал село, у меня вымокло 200 гектаров посевов. Когда мы начали поднимать вопрос на уровне руководства района и области, за счет государства откачали воду ровно… за два дня. Зиму с трудом пережили. Когда просишь помощи, только хлопают по плечу: «Уважаем, молодец!».
Цветы у человека появляются сначала в сердце
– Производственных проблем много, и тем не менее на хоздворе предприятия – с его складами, техникой и инвентарем – вы разбили шикарные клумбы цветов – красота неописуемая!
– Цветы у человека появляются сначала в сердце, а уже потом – на клумбах. Я так считаю: если хочешь перемен в будущем, начни перемены сегодня. И начни с себя.
– Александр Васильевич, скажите честно, зачем вы повезли 300 тонн риса в Турцию? Вы всерьез намерены работать на экспорт?
– У нас в Украине рис – дефицит, а я его буду вывозить? Нет! Я просто решил доказать своим клиентам, что за границей люди готовы заплатить более высокую цену, чтобы купить качественный, вкусный килийский рис. Пусть знают: если меня, производителя, кто-то попытается по цене поставить на колени здесь, я найду возможность продать рис там.
– Килийский рис особенно вкусный. В чем секрет?
– В особенностях нашего края, в его солнечном и водном режиме, в технологии возделывания. А главный секрет в том, что килийский рис выращивается с любовью!
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |