![]() |
|
![]() |
![]() |
Один день с одесскими пожарными. Когда мимо проносятся ярко-красные пожарные машины, расчищая перед собой дорогу пронзительным звуком сирены, волей-неволей провожаешь их тревожным взглядом. А в мыслях возвращаешься домой, «проверяя», выключены ли утюг и плита. Но о людях, которые мчатся в кабине той самой пожарной машины, задумываешься нечасто. А ведь никто из них не знает, что ждет в пункте назначения, указанном в путевом листе. «Одесская жизнь» познакомилась с огнеборцами Государственной пожарно-спасательной части №4 Суворовского райотдела ГСЧС и выяснила, что самое трудное в их работе.
Дело техники
Утро одесского спасателя начинается с проверки документов (медицинских справок и допусков на работу), внешнего вида, приема техники и территории. После этих необходимых действий 10–11Один день с одесскими пожарными. человек ежедневно заступают в караул на сутки. За это время, кроме выездов непосредственно на пожары и чрезвычайные происшествия, проводятся занятия по теоретической подготовке, отработка нормативов и ремонт машин.
Если ситуация обостряется (например, из-за жаркой погодой, как этим летом), количество выездов увеличивается и иногда случается до 25 выездов за дежурство. Это серьезное испытание как для техники, которая давно выработала свой ресурс (в части есть машины, которые работают около 40 лет), так и для самих спасателей — в каждом карауле не хватает трех-четырех человек.
Территория ответственности части одна из самых больших в городе — от лагеря «Молодая гвардия» до Пересыпского моста, плюс Слободка и несколько населенных пунктов Беляевского и Коминтерновского районов. Это, конечно, не труднодоступный центр с ветхими домами и не высотная и плотная застройка в тайоне Таирова, но и здесь есть свои трудности. Рядом — Хаджибеевская дамба, Нефтеперерабатывающий завод, нефтехранилища и заправки. В случае ЧП справиться с огнем или разрушением с небольшим кадровым составом и старой техникой будет крайне сложно. Поэтому без энтузиазма приняли решение правительства о запрете проверок предприятий и сдаваемых в эксплуатацию домов на соответствие нормам пожарной безопасности. Ведь теперь и спасателям, и одесситам приходится полностью полагаться на ответственность строителей и сотрудников предприятий.
Один день с одесскими пожарными. Спасатели знакомят меня со своими «лошадками». Всего в части три автоцистерны и одна лестница, которой «заведует» Сергей Махнюк. 32-метровая стрела не самая высокая в Одессе («достает» только до крыши 9-этажного дома), но чтобы с ней управляться, нужно быть настоящим мастером — уметь рассчитывать силу ветра и контролировать перемещение по ней людей. А гордость части, несмотря на почтенный возраст, — чехословацкая автоцистерна «Татра» (подарок одного из крупных одесских предприятий). Она вмещает восемь тонн воды и 800 литров пенообразователя. Пожарные рассказывают, что на тот момент она была не только оборудована по последнему слову техники, но и укомплектована отличной спецодеждой. Сапоги, говорят, были такого качества, что им 10 лет не было сносу.
Хлопоты и благодарности
Хлопот на пожарах доставляет не только огонь, но и одесситы, которые обвиняют спасателей в медлительности, оскорбляют их и пытаются руководить процессом. Спасатели к этому привыкли и стараются в конфликты не вступать.Один день с одесскими пожарными.
— Человек, который видит, как исчезает в огне его имущество, находится в панике, — говорит начальник части Александр Ямбурский. — Ему кажется, что усилия пожарных недостаточны. Но когда пожар потушен, этот же человек, оправившись от стресса, подходит к нам, благодарит за работу, извиняется за свое поведение.
Благодарность — это самое ценное, что увозят с собой с пожаров спасатели. Иногда люди спустя какое-то время приходят в часть и говорят «спасибо» за спасенную жизнь. Это с лихвой покрывает все неудобства и трудности профессии.
Сергей Махнюк — один из тех, кто был на смене в предновогоднюю метель. Тогда вместе с коллегами они двое суток вытаскивали из снежного плена автомобили и фуры.
— Когда мы приезжали на место, нас встречали с такой улыбкой, как будто ждали всю жизнь, — Один день с одесскими пожарными. смеется Сергей. — Даже не помню, сколько фур мы так вытащили. Водители все пытались деньги нам всучить, а потом долго удивлялись, что мы за свою работу ни с кого платы не берем.
Все как один
Кроме тушения пожаров, одесские спасатели достают из люков пенсионерок, помогают милиции попасть на место преступления (вскрыть дверь, например), оказывают помощь пострадавшим в авариях. Для всего этого навыков, которыми мы обходимся в повседневной жизни, недостаточно.Один день с одесскими пожарными. Чтобы стать спасателем, в обязательном порядке нужно отслужить в армии и пройти специальную подготовку. А чтобы иметь возможность карьерного роста, необходимо еще и высшее образование. Как, например, у Николая Велева, который окончил Харьковский университет гражданской защиты и уже год командует караулом. Во время выезда на нем лежит самое сложное задание — оценить обстановку и правильно распределить силы. От его решений зависит не только жизнь людей, которые могут находиться в очаге пожара, но и безопасность десятка коллег.
— На пожаре не бывает такого, чтобы каждый был сам за себя, — говорит Николай. — Мы заходим в задымленное помещение звеном — все держимся друг за друга. И если кому-то становится плохо, то остальные его страхуют и выходят наружу вместе с ним.
Благодаря навыкам и опыту чаще всего жертв избежать удается. Однако, как отмечают пожарные, если бы сами пострадавшие отдавали отчет своим действиям, то можно было бы избежать и имущественных потерь.
Николай вспоминает один из последних масштабных пожаров, когда загорелся жилой дом в районе Куяльника. С ночи и до десяти утра с огнем боролись 40 человек и 10 единиц техники, а после еще сутки заливали водой тлеющие стены. Спасатели приехали по адресу спустя 10 минут после звонка на «101», но до того, как набрать службу спасения жильцы потеряли время, пытаясь самостоятельно бороться с огнем. В результате уцелела лишь часть здания.
Один день с одесскими пожарными. «Все неплохо, но если пожар, то хоть увольняйся», — в шутку говорят спасатели о своей работе. Но на самом деле, каждый из дюжины пожарных, которые ежедневно находятся в карауле, готовы, не задумываясь, отдать свою жизнь «за того парня». Даже если «тот парень» уснул с сигаретой, перебрав алкоголя. Они просто не могут иначе. На их куртках написано «Рятівник».
В Одессе 447 спасателей служат в 9 пожарно-спасательных частях, аварийно-спасательном отряде и спасательной части Оперного театра
Факт:
Согласно украинскому законодательству женщины, которые отвечают условиям принятия на службу гражданской защиты, могут быть приняты исключительно на те должности, работа на которых не сопряжена с риском для жизни. Это значит, что на сегодняшний день украинки не могут стать пожарными даже если физически и морально к этому готовы.Один день с одесскими пожарными.
Сергей Маханюк, спасатель, водитель автолестницы:
— Люди стали безразличными и полными сарказма. Сегодня больше тех, кто стоит и снимает трагедию на телефон, у большинства даже мысли нет о том, чтобы подойти и спросить, нужна ли помощь. И мы все чаще видим таких людей на одесских пожарах. Очень больно наблюдать, как черствеют человеческие сердца.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |