![]() |
|
![]() |
![]() |
Мастерская художника, под стать морскому городу, видом своим — словно рубка корабля. Действительно, здесь всё напоминает о море, а огромное колесо, приводящее в движение офортный станок, это — штурвал. Искусно управляя им, Геннадий Гармидер вот уже добрых четыре десятка лет удерживает свой корабль-студию на правильном курсе в море житейской суеты.
Но главное, с его помощью он, поэт и живописец исторической Одессы, изо дня в день уходит в плавание по фарватерам ее улиц, заплывает в гавани одесских дворов, отдавая якорь у жемчужин архитектуры нашей Южной Пальмиры. На его незабываемых работах морские бульвары зримо становятся продолжением трапов ошвартованных в одесском порту кораблей, а иные офорты явно испытали влияние карт из старинных навигационных лоций...
Геннадий Васильевич Гармидер родился в 1945 году. Окончил Одесское государственное художественное училище имени М. В. Грекова, в котором потом и преподавал, и Киевский государственный художественный институт. Уже его ранние работы на областных, республиканских и зарубежных выставках неизменно привлекали внимание своей романтикой морской Одессы и образами современников.
Талантливый живописец и график, театральный художник и преподаватель знаменитой «грековки», наконец, признанный книжный график Геннадий Гармидер во время работы над иллюстрациями к повести Валентина Катаева «Белеет парус одинокий» познакомился с другом детства писателя, выдающимся одесским краеведом Евгением Запорожченко. Он-то и предложил художнику сделать серию офортов «Старая Одесса*.
Мы гуляли с ним по городу. Он показывал мне дома, созданные знаменитыми архитекторами, принадлежащие известным одесситам. И я. загоревшись этой идеей, рисовал старинные здания Одессы, связанные с историей города», — вспоминает время сотворчества Геннадий Васильевич.
И произошло истинное чудо! Воскрешая в картинах и образах облик легендарной Одессы времён её «Золотого века», знатный старожил и маститый уже художник совместными усилиями, в порыве творческого вдохновения, сотворили настоящую • машину времени».
Сначала воскресли в первозданном своём виде циркульные здания у памятника Дюку на Приморском бульваре, обрели аристократическую респектабельность Английский клуб и Воронцовский дворец, продолжила свой, не знавший тогда равных во всей Европе и Леванте, торг пшеницей Хлебная биржа...
Затем над ними, в одесских небесах, проскакали всадники и амазонки, явили себя зрителю «vis-a-vis» современники Пушкина, вышли на променад чинные матроны с гувернантками и детворой, продефилировали легкой походкой со своими очаровательными спутницами лицеисты, эта «золотая» одесская молодёжь...
Вслед за этими забытыми тенями над легендарной Одессой Воронцовской поры на офортах Геннадия Гармидера стали проплывать господа негоцианты и биржевые маклеры, приказчики из модных магазинов и рестораторы, «львицы» из высшего света в парижских кринолинах и рядом флиртующие с ними щегольски выряженные кавалеры... Греческие повстанцы со знаменем «Фнлики Этерии» и бравые офицеры, удостоенные наград за геройство на полях сражений. Вышли на Соборную площадь на смотр у гауптвахты служивые Одесского гарнизона...
Наконец, появились с Херсонского шляха у таможенной заставы легендарного порто-франко могучие волы, влекущие в город мажары с зерновыми хлебами едва ли не со всей Степовой Украины, этой основой благоденствия Старой доброй Одессы...
Словно сон, видения былых времен, витают над домами тени их обитателей -ожившая память старожила, связующая пером и кистью мастера времена давно минувшие — золотого века Одессы- с временами нынешними. Офорты исполнены в тёплой цветовой гамме, с акварельной подцветкой, со щемящей душу ностальгией, напоминающей старинные гравюры отечественной Южной Пальмиры...
Вскоре в антураже одесских улиц вдруг стали оживать и другие тени одесситов «с раньшего времени»: дамы одесского бомонда и вальяжные биржевики, пролетарии и студенты, амбалы порта и биндюжники, продавцы мороженого и прочего съестного дрязга, городовые и налётчики — эти, забытые персонажи одесских улиц времен детства Вали Катаева и Жени Запорожченко. Помчались по гулкой булыжной мостовой пролетки, заскрежетали на рельсах трамваи, зазвучали рожки трамкарет, запели клаксоны первых авто... Отправившись с гостями города в Александровский парк,зазвенела на Строгановском мосту конка... На Куликовом поле задымил паровозик дачного поезда на Большой Фонтан... Затрубив басом, с грохотом отдали якоря торговые корабли с заморскими товарами на Одесском рейде... Загудел, огибая Воронцовский маяк, пароход «Тургенев»... Звонко засвистели, стравливая пар, краны в гаванях порта... Бойко засновали по грандиозной портовой эстакаде поезда с экспортной пшеницей всей Степовой Украины...
Вот удивлённо любуется неповторимым видом города с Привокзальной площади заезжий коммивояжёр... А здесь подали голоса стекольщики и продавщица жареных каштанов... Там принялись зазывать на все лады к уличным представлениям бродячие кукольники... Закурил папиросу «Сальве» лепетутник у кафе Фанкони. Закричали в людных местах последние, на злобу дня, новости бойкие мальчишки — уличные разносчики газет...
Так глубокое изучение музейных и библиотечных фондов, а также живые рассказы знатного одесского старожила, неутомимого краеведа Евгения Ермилови-ча Запорожченко помогли мастеру с документальной точностью и высокой художественностью воссоздать в картинах и образах времена «Золотого века» нашей Южной Пальмиры.
Сегодня произведения Геннадия Гармидера разошлись по музеям и частным коллекциям Болгарии. Венгрии, Соединенных Штатов Америки... Книги с его работами хранятся в Национальной библиотеке Франции и Конгресса США, хранилищах и библиотеках Москвы и Санкт-Петербурга.
Альбом офортов «Одесса и одесситы на рубеже XIX и XX веков» — это, без преувеличения, настоящая летопись Одессы, как легендарного города у моря...
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |