![]() |
|
![]() |
![]() |
Такой девиз мог бы стать слоганом OdessaJazzFest-2015, порадовавшего своих приверженцев разнообразием стилей и направлений. Классические соул и блюз, джаз-рок и этно, фри-джаз, инди, фьюжн, фанк... Виртуозность европейских музыкантов здесь соседствовала с музыкальным и философским наследием экзотических стран, джазовые стандарты — с альтернативой.
Открыл же праздник джаза на грандиозном концерте в ротонде городского сада биг-бенд оркестра «Полтава» — праздничный, радостный, нарядный, украшением которого стала очаровательная солистка Алена Шмелева. Свою программу — достаточно традиционную — джазмены из Полтавы исполнили с задорным драйвом, неизбежно покоряющим всех и обезоруживающим самых унылых ревнителей «высокого искусства».
Дальше — больше! Разогретая полтавчанами публика была ввергнута в водоворот американского джаза, с восторгом погрузившись в него с головой. Колоритной и знойной чернокожей певице Шарон Кларк — наследнице традиций Эллы Фитцджеральд, Сары Вон и Ширли Хорн удалось возродить атмосферу старых добрых времен расцвета американского джаза, а сопровождавшее ее выступление трио The Chris Grasso продемонстрировало не только умопомрачительный драйв, но и заворожило слушателей виртуозным стилем и тонкостью нюансировки. В общем, американцы еще раз доказали — классический джаз — живее всех живых, животворный исток изобилия музыкальных красок и форм. Главное — пропустить джазовые стандарты через свою индивидуальность, душу и сердце.
Лишь восприняв сердцем музыкальную культуру далекой Армении, музыканты из Швейцарии смогли создать удивительную, медитативную музыку, вобравшую, казалось, ощущение ветра в горах и чистейших горных потоков. Родившемуся и выросшему в Армении лидеру швейцарского Authentic Light Orchestra мультиинструменталисту Валерию Толстову удалось зажечь западных коллег энтузиазмом и любовью к своей национальной культуре. Альянс творческой фантазии Валерия и творческих индивидуальностей швейцарских джазменов создал этот международный этнический проект. Для исполнения своих композиций музыканты используют более тридцати разнообразных инструментов — современных электронных и древних аутентичных, неожиданные сочетания которых рождают фантастическое разнообразие тембров.
Греческий джаз, представленный акустическим квартетом Dimos Dimitriadis, тоже отнюдь не оказался «развесистым фолком». Очень тактично используя этномотивы Димитриадис — преподаватель с мировым именем и лидер группы, в которой играют его ученики, создал яркое, колоритное самобытное музыкальное полотно, в котором не хочется пропустить ни звука.
Одним из бесспорных лидеров фестиваля стала литовская группа Dainius Pulauskas. Сегодня она обладает высоким статусом, так называемого «экспортного коллектива», который распространяет по всему миру идеи, концепции, творческие фантазии современных джазменов Литвы. А ее лидер клавишник и композитор Дайнюс Пулаускас стал автором «литовской минуты» в партитуре гимна Европейского джазового сообщества. Композиции в стиле джаз-фьюжн, созданные Пулаускасом, — удивительно насыщенны, красивы, изящны, порой ироничны. Блистательно исполненные литовскими музыкантами (клавишные, саксофоны, труба, флюгельгорн, бас, ударные), они просто заворожили слушателей.
И драгоценным подарком ценителям музыки стало выступление дуэта из Австрии Acoustic Travellers — Вольфганга Замбса (акустическая и электрогитара) и Михаэля Ляйбетзедера (ударные, перкуссия, электроника). Вместе с исполнителями (действительно, заядлыми путешественниками) слушатели смогли совершить удивительное путешествие по странам, континентам и музыкальным культурам — великолепное странствие ритмами современной импровизационной музыки. В единый музыкальный поток слились отточенность фламенко, ритмы Африки, медитативность индийских музыкальных практик. Прекрасные композиции заставляли порой вспомнить музыку Субраманиама и Грапелли. А гитара в руках Вольфганга пела, тревожилась, размышляла...
Джазфест-2015 вообще был полон открытий. Ошеломил неистовый норвежец Фруде Барт универсальный гитарист-виртуоз и дерзкий экспериментатор. Покорили горячие эстонские парни трио Sooaar-Vaigla Ruben — лихо выдававшие виртуозные аранжировки фольклора и попсы. Удивительной культурой аранжировки, безупречным исполнением, возможностью познакомиться со всей палитрой звучания семейства саксофонов восхитил шведский квартет Nordic Saxophone, которому, кажется, подвластно все — Бах и Гершвин, Найман и Пьяццолла.
Традиционно порадовали одесситы. Интересен — необычен, свеж, эмоционален — альтернативный инди-джаз проекта Julinoza Music, творческий альянс пианистки, вокалистки, композитора и автора текстов Юлии Запорожец и блестящего дуэта Виталия Фесенко (контрабас) и Игоря Чеботарева (ударные). Андрей Показ, Мирослав Пятников, Виталий Фесенко, Яков Тарунцов в составе разных проектов неизменно профессиональны, артистичны, вдохновенны. Тонкая подача своего авторского материала, чувство вкуса и стиля одесских музыкантов, уверена, вполне достойны представлять наш город на мировых джазовых фестивалях.
Восклицательным же знаком фестиваля, его сногсшибательным финальным аккордом для истомленной «высокой музыкой» публики стал супертемпераментный квартет из Берлина Mo'Blow, благословление которому дал сам гуру современного джаз-фанка Нильс Ландгрен. В общем, на заключительном концерте танцевали все — усидеть под оглушительный, неугомонный джаз-фанк было просто невозможно.
- Сегодня OdessaJazzFest перерос рамки сугубо джазового фестиваля, — уверен его идеолог и президент, пианист, композитор, аранжировщик, заслуженный деятель искусств Украины Юрий Кузнецов. — Каждый, кто выходил на сцену, играл не просто музыку какого-либо определенного стиля — хард-рок, бибоп, кул-джаз, регтайм... играл свою музыку. Для OdessaJazzFest очень важно, чтобы не было застоя, чтобы на смену мэтрам приходило молодое поколение джазовых музыкантов. Фестивалю — пятнадцать лет. И в нашей непростой стране — это огромный срок. Было много трудностей. Но, конечно, больше — счастья. Потому что здесь, порой не зная языка друг друга, встречаются единомышленники. Их объединяет музыка, ставшая языком диалога, живого биения жизни.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |