ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Парку им. Т. Г. Шевченко исполнилось 140 лет. Дата солидная.
26.09.2015 / Газета: Одесский вестник / № 37(5390) / Тираж: 5481

Не каждый парк нашего города может похвастаться такой длинной историей, в которой было немало знаменательных и курьезных событий, как этот, носивший до начала XX столетия название «Александровский». Создав его, Григорий Маразли, по сути, воплотил то, о чем мечтали и Ришелье, и Ланжерон, и Воронцов, ведь в одесских хрониках есть упоминания о том, что, к примеру, в 1810 году Иаков Кленов планировал разбить возле валов террасы, а в «1813 году грек Полихром Франгопуло дарит для этого места каменные лавки и устанавливает три харчевни».

Парк как инструмент борьбы с преступностью

Да, именно такое нестандартное решение приняли уважаемые одесские мужи 140 лет назад, когда решили разбить в городе еще один оазис.

Казалось бы, парк отдыха и бандитизм — понятия несовместимые. Но... обо всем по порядку.

Если углубиться в историю, то выясняется, что когда-то на этом самом месте, откуда уже 140 лет упорно открывается вид на гавань и порт, некогда располагался стратегический объект, причем оборонного значения, — остатки крепости Хаджибей. Стены ее постепенно разрушались, а сам объект из стратегического превратился частично в воровские притоны, учитывая удаленность от центра. А тут еще и мода в Одессу пришла на бальнеологию, то есть купание и отдых у моря, а все это могла предоставить всем желающим дача Ланжерона, но туда необходимо было проложить дорогу. Как одним махом решить эти две проблемы? Мудрый Григорий Маразли не был бы самим собой, если бы не придумал решения и не произнес бы, как героиня одного популярного фильма, фразу: «Начните с главного!», вынеся на очередное заседание Городской Думы вопрос о строительстве дороги на Ланжерон. Это историческое решение, датируемое 7 февраля 1875 года, было проголосовано «за» 28 депутатами против одного голоса. А уже весной того же года 300 рабочих приступили к прокладке дороги. Но по замыслу Г. Маразли, который на тот момент был еще исполняющим обязанности городского головы, — дорога стала первым этапом. Далее последовал указ: «Во избежание усилившихся преступлений, воровства и грабежа, Городская Дума вынуждена прийти на помощь населению и для этой цели (строительства парка) ассигновала 10 тысяч рублей на работы на 15 десятинах земли, которые будут расчищены после ликвидации остатков крепости».

И тут обнаружилось одно чудесное совпадение: именно в этот период город должен был посетить император Александр II, и Григорий Маразли решает на одном из оставшихся валов Андреевского бастиона соорудить павильон, где и будут после осмотра работ ждать Его Величество представители знати. План удался, Алексадр II, поднявшись на вал, похвалил одесситов за рачительность и подписал указ о том, что парку быть. Закрепить успех будущего предприятия было решено высадкой первых деревьев, и император посадил молодой дубок, правда, через три года его украли, причем злые языки утверждали, что произошло это средь бела дня, так что создателям парка пришлось высаживать новый, обносить его кованой решеткой и выделять для него спец-охрану, «в виде отдельного постового». Благодарные одесситы назвали парк в честь императора, отменившего крепостное право, Александровским, а на месте павильона впоследствии установили в память о нем колонну из черного лабрадора.

Порох стройке не помеха

Император отбыл в столицу, а Маразли и рабочие в количестве 300 душ остались. Стройка продолжилась, пока в плане будущей дороги не возник пороховой склад Люблинского полка, который военные категорически отказались переносить в другое место. Вступать в прения с охраной взрывоопасного объекта никто не хотел, ждали встречного ультиматума, который был выдвинут в короткие сроки. Суть его свелась к тому, что город на свои деньги обязуется построить для пороха новый склад и полностью его оборудовать. Казалось бы, условие невыполнимое, многие ждали, что спор не решится, начнутся судебные тяжбы и дело со строительством парка почит в бозе, но городской голова вместо торгов спокойно подписывает все необходимые документы, и строительство продолжается.

Французский или английский?

Но мало издать указ и расчистить территорию, необходимо иметь еще проект парка. Почему за его создание взялся сам Ф. Боффо, история умалчивает, но именно великий архитектор соединил на площади 50,5 гектара два стиля: французский, с четкими прямыми линиями, открытыми поверхностями, подстриженными деревьями и кустарниками, и английский, который давал большой полет фантазии парковым дизайнерам, поскольку позволял, помимо бульваров, создавать иллюзии рощ и подлесков, выстраивать сказочные ландшафты с тропинками, мостиками, ручейками. Проект включал в себя зональность и регулярную систему аллей, учитывая климат Одессы. А известный одесский садовод, член городской управы

Г. Штапельберг, начал его реализацию. Барон Витте впоследствии успешно воплотил в жизнь строительство бульвара, окаймляющего его территорию, а В. Лигин завершил создание парка и «устроил в нем арену для школьных игр и гимнастики». Всего за годы своего создания на приобретение деревьев было потрачено городом два миллиона рублей.

Спирея, которую в простонародье называют «кашкой», белая и желтая акации, ленкорнанская акация, цветущая розовыми зонтиками, сосны, клены, липы, дубы, софора, черемуха, малюра — родственница шелковицы, с удивительными плодами в виде шаров с ребристой поверхностью, платаны и краснолистная слива Писсарди до сих пор составляют неповторимый стиль парка.

Первый во всех отношениях!

Александровский парк можно считать успешным бизнес-проектом, в котором реализовывались самые смелые идеи одесситов. Так, именно здесь в июле 1896 года прошел первый киносеанс фильмов братьев Люмьер. Здесь был открыт одесский аэроклуб, и отсюда с одной из аллей, длиной всего 50 метров, легендарный Сергей Уточкин совершил свой сотый полет, после чего одесситы дали ему Почетное звание «Академик спорта», ведь в тот день он смог перелететь залив и приземлиться в Дофиновке. Именно этот «академик» стоял у истоков создания Общества велосипедистов города, для которого городские власти на Михайловской площади парка отдали в пятилетнее пользование циклодром, на котором выступали сам Уточкин, Морозов и Воронов. Но и это еще не все. Так как Одесса не могла пережить триумф всемирной выставки в Париже 1900 года, было решено открыть в городе в 1910 году аналогичную. Ну, а чтобы добраться до парка, «Бельгийское Общество Одесских конно-железных дорог» взялось запустить сюда первую линию электрического трамвая (линия № 32) с Греческой площади. Так, у компании Петрилло, чьи омнибусы ходили по линии «Ланжерон — Александровский парк — ул. Канатная — ул. Преображенская — ул. Садовая», появился серьезный конкурент.

Стадион с видом на море

В 20-х годах XX столетия парк переименовали, и он стал носить имя Великого Кобзаря. И здесь, с легкой руки Николая Львовича Мера, руководителя всеукраинского ЧК, в 30-х годах началось строительство стадиона, но сначала было распоряжение: «Выдать 700 000 рублей на строительство стадиона в качестве долгосрочной ссуды городу на 10 лет». Потом из стадиона ЧК он стал стадионом «Пищевик», и уже ближе к 70-м получил свое третье название — «Черноморец».

Настоящее -через призму прошлого

Череда бурных событий прошедшего столетия отразилась на состоянии парка, что-то, став историей, исчезло, а что-то получило второе рождение. Парк, как любая экосистема, наделен способностью к возрождению, правда, с одним «но», если не вмешательство человека. И тут все зависит от самих людей. Каким они видят парк? Как часть территории под застройку многоэтажками, или же как зону отдыха, как «легкие города»? В данном случае парку им. Т.Г. Шевченко повезло. Его постепенно приводят в первозданное состояние, выкладывая плиткой аллеи, вычищая сухостой. Теперь здесь вновь стоит возрожденная Александровская колонна, есть бульвар, с которого открывается чудесный вид на порт, появились велодорожки, оборудованные детские площадки и мини-стадионы с комплексами тренажеров. Да, еще многое предстоит изменить, к примеру, возродить шахматно-шашечный клуб и вернуть городу Зеленый театр, где под сенью вековых акаций когда-то выступали кумиры публики Михаил Утесов и Аркадий Райкин. Но уже сейчас этот парк действительно является природным украшением Одессы, и обязательно в обозримом будущем можно будет применительно к нему произнести фразу потомка основателя города Л.М. де Рибаса: «По красоте местности, чистоте морского воздуха он не имеет себе подобных во всей державе».

В публикации использованы материалы из книг Л.М. де Рибаса «Из прошлого Одессы», С. Коваленко, А. Бонецкого «Парки над морем», В. Нетребского,

В. Шерстобитова «Аура Александровского парка».

Автор: Кристина Подольская


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.008
Перейти на повну версію сайту