ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Поле деятельности – Черное море
03.10.2015 / Газета: Одесские известия / № 85(4795) / Тираж: 18937

Более 160 специалистов морской отрасли из разных стран приняли участие в девятом «Черноморском контейнерном саммите-2015». Его открывал министр инфраструктуры Андрей Пивоварский.

Он подчеркнул как ведущее значение грузоперевозок в контейнерах, так и роль Мининфраструктуры в создании в портах Украины благоприятных условий для развития в этой сфере.

Последние годы отмечены общим спадом поставок, совершаемых морским путем. Потери из-за сокращения проходящих через причалы контейнеров приходится компенсировать интенсивностью их обработки. Соот­ветственно, многих беспокоит вопрос о сохранности портовых мощностей для будущего. Он обостряется в виду возможной приватизации портов. Президент компании «ГПК Украина», много лет сотрудничающей с Одесским портом, Клаус Шмекер сразу отделил это понятие от «коммерциализации». По его словам, гидротехнические сооружения невозможно передать в чужие руки. Это незыблемое достояние государства. И ни один олигарх не заберет с собой причал, пирс или волнолом. Зато ему можно отдать старые полуразрушенные здания, пустующие участки порта, и он их оживит своей деятельностью. При этом плата за аренду не убудет. Главные условия приватизации – открытость и прозрачность.

– Сомнения возникают из-за то­го, что некоторые недобросовестные люди намеренно искажают суть при­ватизационного процесса, – сказал А. Пи­во­вар­ский. – Ведь речь не идет о пере­даче инфраструктуры в частную собственность, а только о разрешении компаньонам заниматься перегрузочными операциями. Не надо бояться перераспределения сил и слушать бредни о грядущих массовых увольнениях. Если стивидорной деятельностью занимается инвестор, это выгодно и для персонала, и для государства.

В одном из высказываний на саммите прозвучало сожаление о том, что отменена и не разрешена законом такая форма партнерства, как совместная деятельность. Таковая, примененная в 90-х годах в Одесском порту, вывела его в разряд ведущих предприятий морской отрасли.

В ответ же прозвучало мнение профильного министерства о том, что данная концепция была со временем так извращена, что после производственного успеха последующие бюрократы увеличивали таким способом свой доход, но не государственную казну. Возврат к совместной деятельности на современном экономическом этапе не подтверждается, но и не отрицается как вариант.

Надо ли отодвигать его на неопреде­ленный срок? Ведь сегодня контейнерный грузооборот упал, например, по словам главы администрации Одесского пор­та Михаила Соколова, в его порту – на 13% в сравнении с аналогичным перио­дом прошлого года. Чтобы повысить привлекательность, для входящих судов-контейнеровозов введены скидки.

Уменьшается доля контейнерного оборота и в Ильичевском порту. Отмечено, что Украина теряет лидерство среди черноморских конкурентов. Вернется ли транзит, зависит от фрахтовых ставок. Пока они не позволяют иностранным компаниям планировать на перспективу работу с украинскими портами. Что дальше? Президент Ассоциации контейнерных линий Украины Стефан Клечу ясно выразил результат своих наблюдений за процессами контейнерных перевозок одесской присказкой: «Не дождетесь!». И добавил, что лучше, если в своих прогнозах ошибется оптимист, чем в точности сбудутся прогнозы пессимиста.

Привлекательным для судовладельцев может стать упрощение процедуры оформления приходных и отходных документов на суда. Этот вид дерегуляции еще раз анонсировал на саммите А. Пивоварский. Уменьшение бумажного контроля и волокиты, пресечение попыток получить взятку со стороны проверяющих служб приводит украинское законодательство в соответствие с европейским. Правда, по словам начальника управления организации таможенного контроля Одесской таможни Владимира Кириллова, в его ведомстве «устранен факт индивидуальной недобросовестности». Но не искоренен. Так, из 1317 сотрудников четверо все же «превысили полномочия».

Еще на саммите были поставлены вопросы о том, чтобы вскрывать для контроля минимальное количество контейнеров. Чтобы фискалов держали подальше от флота. Говорилось о снижении портовых сборов для судов – они пока вдвое больше, чем в соседней Турции. Шла речь о качестве дорог, по которым возят контейнеры. Поле деятельности огромно… как Черное море!

Автор: Владислав Китик


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту