![]() |
|
![]() |
![]() |
В преддверии отопительного сезона большинство украинцев обеспокоены суммой будущих платежей за коммунуслуги. Особо тревожат счета за отопление и горячую воду.
В результате проведения сложных «подсчетов-расчетов» – налога на добавленную стоимость, тарифа на транспортировку, распределение, поставку газа и т.д. – были определены цены на природный газ для населения. Так в чем же особенности системы оплаты? Когда и как платить? Что вы, дорогой потребитель голубого топлива, делать обязаны и – что немаловажно – каковы ваши права?
Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, постановлением № 583 от 3 марта 2015 года – «Об установлении розничных цен на природный газ, который используется для потребностей населения» определила единый для всех тариф – 7,188 грн за один кубометр природного газа.
Тариф меняется в зависимости от сезона года и вида потребления газа.
1. Для подогрева воды (центральное отопление) и приготовления еды – 7,188 грн за 1 куб. м.
2. Для индивидуального отопления или комплексного потребления (индивидуальное отопление, приготовление еды и/или подогрев воды):
– в период с 1 мая по 30 сентября (включительно) – 7,188 грн за 1 куб. м;
– в период с 1 октября по 30 апреля (включительно) за объем, потребленный до 200 куб. м газа в месяц (включительно) – 3,600 грн за 1 куб. м; за объем, потребленный свыше 200 куб. м газа в месяц – 7,188 грн за 1 куб. м.
Прошел месяц, и по договору потребитель, согласно показаниям приборов учета на первое число следующего за расчетным месяца, в 10-дневный срок должен внести плату за газ. Согласно пункту 19 Правил предоставления населению услуг по поставке газа, у человека есть в запасе еще 10 дней, то есть с оплатой можно повременить до 20-го числа текущего месяца. Но в некоторых населенных пунктах Одесской области абонентов начинают беспокоить уже после 10-го, что является нарушением их прав. После 20-го числа, в случае неуплаты, потребителю присылается письменное предупреждение о приостановке подачи газа. Внимание! Предупреждение должно быть с отметкой об уведомлении клиента. Вариант с брошенной в почтовый ящик открыткой не пройдет. В течение 10 дней после получения уведомления абонент еще успеет оплатить счет за газ. Если же нет, предприятие-поставщик может отключить подачу голубого топлива. Но если сегодня пришедшей бригаде газовщиков потребитель предоставит платежный документ, в котором значится, что вчера задолженность была погашена в полном объеме, от поставки газа его отключить не имеют права.
Согласно вышеупомянутым правилам, пункт 17 гласит, что расчетным периодом для определения размера оплаты за потребленный газ является календарный месяц. Снятие показаний газового счетчика проводится потребителем ежемесячно. Снятие показаний по состоянию на первое число следующего месяца принято для удобства потребителя и поставщика.
Например, 1 октября вы снимаете показания счетчика, и разница между показаниями на 1 октября и 1 сентября – это потребленный за сентябрь газ. По мнению специалистов Инспекции по защите прав потребителей, контролеры, проверяющие правильность снятия показаний в середине месяца, нарушают пункт 17 Правил. Представители потребительского общества «Аджалык-газ» приводят пример: если контролер проводит проверку 18 или 24 апреля, как можно установить объем потребленного газа за апрель? С 18-го или 24-го числа по 1 мая, как говорится, много воды утечет – точнее, газа.
Приняв контрольные показания на 18 или 24 апреля за фактические, компания-поставщик проводит начисления по лицевому счету потребителя, при этом расчет объемов потребления за недостающие 12 или 6 дней производится компанией-поставщиком с применением методики среднесуточного потребления, которая не предусмотрена никаким нормативно-правовым актом действующего законодательства. Зафиксированы вопиющие случаи, когда контролеры фиксируют данные в своей ведомости, при этом в графе, где должны расписываться абоненты, остаются пустые ячейки. В некоторых случаях данные в абонентских книжках по месячному потреблению газа не брались во внимание работниками компании-поставщика. Не удивительно, что, уведомляя потребителя о неизвестно откуда появившемся долге, не объясняют механизм расчета. По «Правилам предоставления населению услуг по поставке газа» поставщик имеет право контролировать правильность снятия показаний со счетчика и оформления потребителем платежных документов. Компания-поставщик заключает с абонентом типовой договор, содержащий вышеупомянутые Правила по поставке газа.
Почему же он не соблюдается? Проверки носят случайный характер, методика расчетов стоимости не определена. В таком случае вправе ли поставщик насчитывать долг абоненту? Можно теряться в догадках, в чем причина перегибов на местах – в недостатке опыта или низкой квалификации работников районных управлений газоснабжающего предприятия. По информации потребительского общества «Аджалык-газ», подобные нарушения приобретают массовый характер, и с началом отопительного сезона ситуация, вероятнее всего, обострится.
По материалам потребительского общества «Аджалык-газ»
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |