ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Морская трагедия в Затоке
20.10.2015 / Газета: Одесские известия / № 90(4800) / Тираж: 18937

18 октября Одесщина вывесила приспущенные флаги с черными траурными лентами. По всей стране зажглись поминальные свечи по погибшим в море. Число жертв – 14 человек.

Катер «Иволга» вышел с частной базы в Белгород-Днестровском порту 17 октября в 06.50 курсом на банку, где обычно хороший лов бычков. На борту, по уточненным данным Мининфраструктуры, было 36 пассажиров. По признанию капитана судна в местной прокуратуре, более сорока.

Спасти удалось 23 человека, 18-ти из них понадобилась медицинская помощь. Со слов спасенных в Белгород-Днестровской цент­ральной райбольнице составлены списки потерпевших крушение. Личности погибших установлены.

Картина происшествия такова. К 15-ти часам катер возвращался обратно. Он был уже примерно на расстоянии одного километра от песчаных берегов поселка Затока. «Иволга» шла курсом на узкий пролив между морем и Днестровским лиманом. Оставалось совсем немного…

Далее – тезисы расследования, проведенного исполняющим обязанности межрайонного прокурора Белгород-Днестровского района Захарьевым: «В 15.30 поднялась сильная волна, началась паника. Все перешли на один борт, образовался сильный крен, в результате чего судно перевернулось и пошло ко дну».

Ситуацию исследовали и одесские яхтсмены, знающие навигационные сложности при вождении маломерных судов в данном секторе моря. По сути «Иволга» – это рейдовый водолазный бот 376-го проекта класса «Ярославец». После преобразования в пассажирское коммерческое судно его мореходные качества остались прежними. Владлен Тобак пишет: «У 376-го проекта при высокой попутной волне происходит резкое падение остойчивости. Известно много случаев, когда такие же «ярославцы» переворачивались при попутной волне. Да еще и перегруз! Ведь бот рассчитан на размещение только 12 человек».

К вечеру 17 октября волна была «под три метра». На мелководье она набирает страшную силу. Глубина же в месте крушения совсем невелика. Суденышко лежало на дне, а его левый борт выступал над поверхностью воды.

От бокового удара катер перевернулся «пузом» вверх, вспоминает один из пострадавших. Люди, как могли, карабкались по днищу, но их смывало и уносило прочь. В этом месте сильнейшее течение. Пловцов неумолимо тащит на глубину. При этом местные власти не оповещают отдыхающих об этой опасности. Видимо, чтобы не отпугивать туристов.

Очевидно, корыстные мотивы двигали и владельцем «Иволги». Плата за морской вояж для каждого составила 350 гривень. Наличие 12 пассажиров не покрывает фрахт в 7000 гривень, которые хозяин катера платил за его аренду. А когда их 36, то расход окупается, и еще остается примерно такой же величины «навар». Недаром владелец и капитан судна, они же отец и сын, сбежали. Об этом сказал председатель Одесской облгосадминистрации Михеил Саакашвили, активно участвующий в расследовании затокской катастрофы. Позднее губернатор сообщил, что вскорости капитана нашли дома спящим: парень был «в стельку пьян».

На место происшествия вылетел заместитель министра инфраструктуры Юрий Васьков. По выдвинутой им предварительной версии крушение произошло из-за перегруженности судна в три раза сверх нормы.

Глава комиссии по расследованию вице-премьер-министр Геннадий Зубко обобщает: трагедия – «результат халатности, преступного отношения к людям не только со стороны экипажа судна, но и контролирующих служб».

Удивило, что капитан в критической ситуации не удосужился подать сигнал бедствия «SOS». Спасатели узнали о происшествии, прослушивая переговоры по рабочей радиоволне.

В спасательной операции участвовали суда Администрации морских портов Украины, Белго­род-Днестровского порта и Гос­погран­службы. Во время оказания помощи пострадавшим один пограничник получил травму.

К гибели людей привело отсутствие на борту «Иволги» достаточного количества спасательных жилетов. Благо, удалось раскрыть спасательный плотик. На нем добрались до берега 14 человек.

Комиссия приняла решение поднять «Иволгу», не дожидаясь на то формального согласия ее беглого владельца. Возможно, кто-то остался внутри судна. Точного количества пассажиров на катере капитан не знал. Хотя должен был!

Налицо также нарушение правил капитанией порта, где дают разрешение на выход судна в море. Не были выполнены и другие инструкции по пользованию маломерными судами. Например, катер отчалил не с того места, где значился по регистрации. Ушел без положенного предварительного осмотра, без записи в дежурном журнале. Остается выяснить, «протабанили» чиновники или намеренно закрыли глаза на нарушения при отправке катера на рыбалку.

К сожалению, сегодня многие из тех, кто стоят у руля безопасности морского судоходства, видели море с топчанов Ланжерона. Странно, например, и то, что главным аварийным комиссаром по расследованию катастрофы назначен министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, а не профильный министр инфраструктуры. Тот, в свою очередь, переложил ответственность на плечи своего заместителя Васькова.

Мининфраструктуры спохватилось! Ищет финансы, чтобы купить дополнительную технику для спасения людей на воде. Настаивает на пересмотре инструкций. Предлагает усилить работу по безопасности пассажирских перевозок, создать в области штаб граж­данской защиты, который будет проверять лицензионные суда и сертификаты капитанов. Неужели береговые чиновники переквалифицируются в морских контролеров? Не похоже ли это на желание отвести от себя вину? Пока весь негатив обрушен на голову капитана. Начато уголовное производство по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 276 (нарушение правил безопасности движения… водного транспорта) УК Украины. Санкция – лишение свободы на срок от 5 до 10 лет.

Автор: Владислав Китик


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту