![]() |
|
![]() |
![]() |
Основные вехи истории
У Одесского русского театра – уникальная аура, ведь он в буквальном смысле стоит на хлебном месте: до 1874 года здание на углу Греческой улицы и Колодезного переулка было хлебным складом одесского предпринимателя Александра Великанова.
В 1874-1875 годах складское здание было перестроено и внесено во все одесские реестры и путеводители под названием «Русский театр».
***
Первой драматической труппой, регулярно выступавшей на его сцене, была труппа Николая Милославского, до этого блиставшая на сцене знаменитой Александринки в Санкт-Петербурге.
***
В конце XIX – начале XX века Русский театр был одной из главных гастрольных площадок Одессы. На его сцену выходили легендарные Сара Бернар, Элеонора Дузе, Мария Савина, Мария Заньковецкая, Панас Саксаганский, Марк Кропивницкий, Владимир Давыдов, Эрнст Поссарт, Макс Линдер и многие другие.
***
В ночь на 19 сентября 1906 года в театре случился пожар, нанесший огромный ущерб зданию и унесший жизни трех бойцов Добровольной части Одесского пожарного общества – Калишевского (по некоторым источникам фамилия – Колишевский), Воронина и Раппопорта.
В 1910-1912 годах здание театра было реконструировано и переоборудовано сначала под площадку автомобильного салона, затем под скейтинг-ринг.
***
В 1926 году театр получил статус государственного культурного учреждения советской республики. Этот год считался официальной датой основания театра (дореволюционная история была опущена как пережиток царизма).
С 1927-го по 2012 год театр носил имя одесского революционера Андрея Иванова.
***
В 2000-2003 годах была осуществлена глобальная реконструкция здания и смена руководства: театр возглавил Александр Копайгора, за деятельную работу на этом посту удостоенный в 2005 году звания «Заслуженный работник культуры Украины».
В 2008 году театр был награжден Почетной грамотой Кабинета Министров Украины.
В декабре 2009 года решением коллегии Министерства культуры Украины театру присвоен статус академического.
Юбилейные мысли
Мы обратились к нескольким работникам театра с одним вопросом:
– О чем вы думаете в канун 140-летнего юбилея?
Александр КОПАЙГОРА, директор театра, заслуженный работник культуры Украины
– Да, 140 лет – это очень серьезная дата, но наш театр продолжает быть юным. У нас много молодежи и в зрительном зале, и в коллективе. Мы делаем ставку на молодых артистов, даем им хорошие роли, и я искренне надеюсь, что в этом состоит большое будущее нашего театра. А для них самих главное – всегда помнить и понимать, на какую сцену они выходят. На ту самую сцену, на которую 140 лет назад выходили Николай Милославский и Владимир Давыдов, 120 лет назад – Сара Бернар, Элеонора Дузе и Эрнст Поссарт, 110 лет назад – Марк Кропивницкий, Панас Саксаганский и Мария Заньковецкая, 70 лет назад – Матвей Ляров, Николай Волков и Лия Бугова, 50 лет назад – Леонид Маренников, Владимир Наумцев и Борис Зайденберг, 30 лет назад – Евгений Котов и Лидия Полякова, 10 лет назад – Виктор Пименов, Семен Крупник и Людмила Сатосова, всего год назад – Наталья Дубровская (это наша свежая рана, недавняя невосполнимая утрата). Я сейчас называю очень условные цифры и только самые-самые избранные имена. Ведь почти все названные мною актеры отдали этому театру всю свою жизнь без остатка, прослужив здесь многие десятилетия. А скольких я еще не назвал – потому что если я перечислю всех выдающихся людей этого театра, целой газеты не хватит. И я желаю нашим молодым лишь одного – доказать своим трудом и талантом, что ты способен занимать место этих великих предшественников на этой великой сцене.
Пусть этот юбилей станет новым ярким стартом для многих актеров, режиссеров, драматургов, композиторов.
Искренне верю, что у нашего театра, как и у всей нашей страны, – не только великое и яркое прошлое, но и великое и светлое будущее.
Олег ШКОЛЬНИК, актер театра, народный артист Украины
– Сто сорок лет – это огромная цифра. И это огромная традиция театральной преемственности поколений – поколений актеров и поколений одесских зрителей. Сегодня в нашем зале сидят 20-летние парни и девушки – а когда-то в нем смотрели спектакли их прадедушки и прабабушки. И это очень ко многому обязывает любого, кто выходит сегодня на эту сцену. Я хочу, чтобы эта память без малого полутора веков всегда жила в генах и в душах тех людей, которые сегодня на этой сцене.
А еще мне сегодня вспоминаются слова выдающегося одесского футбольного тренера Семена Альтмана, которые он всегда говорил своим подопечным – игрокам «Черноморца»: «На поле всегда нужно выходить с солнцем в крови». Вот так же и нам, одесским актерам, нужно всегда выходить на сцену с солнцем в крови! И из этого правила не может быть исключений! Потому что мы не просто представители своей профессии – мы представители Одессы – самого солнечного города в мире! Давайте об этом никогда не забывать, давайте дарить нашим зрителям солнце и оптимизм даже в самые пасмурные и непростые дни.
Елена ПУШКИНА, режиссер театра
– Театру 140 лет, и без малого 30 из них – это моя личная история, моя биография: я пришла сюда в 1987 году. Жизнь сложилась так, что на каком-то этапе я попыталась отойти от театральных дел – но у меня просто ничего не получилось. Если уж в твою кровь попала театральная бацилла – это неизлечимо. И чем бы ты ни пытался заниматься, театр так просто не отпускает, а Одесский русский театр – особенно.
…Для людей мыслящих и чувствующих какое-то одно время не существует в отрыве от других. Даже хронологически отдаленные друг от друга эпохи связаны между собой неразрывными нитями. И в нашем театре живет эта связь времен: скажем, время режиссера Авраама Треплева (20-е годы ХХ века) или время режиссера Владимира Бортко-старшего (60-е годы ХХ века) являются предметом сознательного или подсознательного анализа для нынешнего поколения режиссеров.
Театральный кинослед
Театр приносит хорошему актеру славу в городе, кино приносит ему популярность в стране. Заметный след в советском и украинском кино оставили целый ряд актеров Одесского русского театра разных поколений.
Один из самых ярких советских кинозлодеев – негодяй-работорговец Негоро из экранизации романа Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан» (1945). Его роль исполнил известный советский актер Михаил Астангов, в свое время прослуживший два сезона (1927-1928 годы) в труппе Одесского русского театра. Одесситы рукоплескали его мятущемуся композитору Бетховену (одноименная пьеса М. Жижмора), революционному матросу Годуну («Разлом» Б. Лавренева), белогвардейскому капитану Незаласову («Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова) и ряду других персонажей. А в кино Михаил Астангов, помимо Негоро, сыграл еще три десятка ролей, среди которых – граф Аракчеев в «Суворове», доктор Вернер в «Княжне Мери» и Магараджа в киносказке «Садко».
***
Главным волшебником советского кино – неповторимым Стариком Хоттабычем из одноименного фильма 1957 года остается актер Николай Волков-старший. Он пришел в Одесский русский театр в 1933 году и прослужил здесь более двадцати пяти лет, сыграл огромное количество ролей в кино и театре.
***
Актер Владимир Самойлов – тоже одессит – и по происхождению, и по части театральной биографии: в 1948-51 годах он был актером Одесского русского театра. В кино он воплотил около 90 образов, навсегда полюбившихся зрителям.
***
Виктор Шульгин отдал Одесскому русскому театру пять лет жизни – с 1960-го по 1965 год. На сцене он был безукоризнен, особенно в амплуа социального героя. Всего на счету Шульгина более 80 киноработ, в том числе в картинах таких мэтров, как Сергей Герасимов, Александр Птушко, Леонид Гайдай, Эльдар Рязанов, Георгий Данелия.
***
Состоявшаяся в 1984 году всесоюзная телепремьера фильма Марка Захарова «Формула любви» мгновенно сделала актрису Одесского русского театра Елену Аминову главным секс-символом страны. Сыгранная ею обольстительница Лоренца, подруга графа Калиостро, очаровала миллионы мужчин. Помимо этой роли Аминова сыграла еще более чем в 50 картинах.
***
Сегодняшнее поколение актеров Одесского русского театра тоже активно снимается в кино, причем не только в отечественном.
Так, например, Геннадий Скарга в 2003 году сыграл Кису Воробьянинова в немецкой экранизации культового романа «12 стульев», в 2010-м – сюжетообразующую роль в российском кинохите «О чем говорят мужчины», а в 2012-м – одну из главных ролей в фильме живого классика украинского кино Киры Муратовой «Вечное возвращение».
***
Молодой актер Егор Карельский в 2013 году сыграл одного из центральных героев детективного сериала «Черные кошки», партнерствуя на равных с ведущим актером современного российского кино Павлом Деревянко.
***
Прима театра Лариса Коршунова, в 1972 году открывшая свою фильмографию эпизодической ролью в прославленной военной драме Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие», недавно блестяще сыграла главную женскую роль в другой военной кинодраме – фильме Виталия Воробьева «Буду помнить» (2010).
***
Пожалуй, не нуждается в дополнительных комментариях кинокарьера звезд театра и давних партнеров по проекту «Джентельмен-шоу» Олега Школьника и Ирины Токарчук: они много и ярко снимаются как вместе, так и по отдельности. Вспомните хотя бы лишь их недавний яркий дуэт – супругов Меера и Добы Винницких – родителей легендарного одесского налетчика в сериале «Жизнь и приключения Мишки-Япончика» (2011).
***
Ведущий актер театра Юрий Невгамонный в сериалах не снимается принципиально, но украинское авторское артхаусное кино – это формат, близкий его актерской природе. На его счету – заметные работы в фильмах ведущих мастеров данного направления – Киры Муратовой и Евы Нейман.
***
Частые гости и весьма колоритные фигуры на экранах кино и телевидения – Борис Смирнов, Сергей Юрков, Анатолий Антонюк, Юлия Скарга, Елена Ященко, Альберт Каспарянц, Ярослав Белый. На счету каждого из них – целый ряд заметных ролей и эпизодов.
Но титул самого востребованного кинематографом актера сегодняшнего Одесского русского театра с полным правом должен быть присвоен Александру Суворову. В его фильмографии более 30 ролей.
Пожелаем же артистам новых киноролей. И, конечно же, новых театральных работ.
Коралловый стаж актерской пары
35-летний юбилей со дня вступления в брак называют коралловой свадьбой. Супружеская актерская пара Валерий Жуков и Людмила Агафонова уже давно перешагнули этот временной этап в своих личных отношениях. Но их общему роману с Одесским русским театром в этом году исполняется ровно 35 лет.
Они были приняты в труппу в 1980 году. На их семейном актерском счету – более 200 ролей.
Валерий Жуков и сегодня является одним из самых востребованных актеров труппы: назовем лишь самые недавние премьеры, где он занят: «Наполеон и Жозефина ІІ» – генерал Бертран, «Уездная канитель» – Черный монах, «Эдит Пиаф. Жизнь в кредит» – комиссар полиции, «Красное и черное» – аббат Пирар.
Людмила Агафонова сейчас появляется на сцене не так часто, но ее роли в гоголевской «Женитьбе» (сваха Фекла Ивановна), мюзикле «Вий» (Козачка), и «Дяде Ване» А. Чехова (Няня Марина) неизменно вызывают аплодисменты зрителей.
От души поздравляем Людмилу Агафонову и Валерия Жукова и с 35-летним юбилеем их работы в коллективе, и со 140-летием театра!
Любимцы публики
Зрители, влюбленные в театр, говорят в антрактах о спектаклях и актерах.
Маргарита ПРОСКУРЯКОВА, бухгалтер:
– Мне здесь нравятся очень многие актеры, но, пожалуй, тройка лидеров в моем личном рейтинге – Олег Школьник, Александр Суворов, Геннадий Скарга.
Сергей ШАЛОПА, строитель:
– Я под большим впечатлением от дуэта Олег Школьник – Гуллер Полякова в «Одессе у океана». Настоящие мастера – играют, как живут!
Ольга РАДУЛ, домохозяйка:
– Юлия Скарга, Геннадий Скарга, Сергей Поляков, Александр Суворов, Борис Смирнов, Валерий Жуков – большие молодцы!
Елена КАШУБСКАЯ, культуролог:
– Знаю и люблю эту труппу давно. Безусловные лидеры тут – Олег Школьник, Юрий Невгамонный, Геннадий и Юлия Скарга, Лариса Коршунова, Александр Суворов, Сергей Юрков, Сергей Поляков, Гуллер Полякова. Из нового поколения очень выделяются Михаил Игнатов и Елена Ященко, из совсем свежих впечатлений – в «Наполеоне и Жозефине» очень интересным показался новый актер Алексей Силин.
Андрей КИРЮШИН, пенсионер МВД:
– Олег Школьник вне конкуренции! В «Одессе у океана» Гуллер Полякова – партнерша, достойная его уровня! А еще я ценю хорошие постановки на военную тему, и несколько лет назад меня поразили и очень запомнились актеры Борис Смирнов и Сергей Юрков в спектакле «Забытая победа».
Елена БАРАНОВСКАЯ, педагог-хореограф:
– Юлия Скарга – актриса высшего класса! Олег Школьник – эксклюзивный актер, достояние Одессы! В спектакле «Блажь» очень запомнился молодой актер Михаил Игнатов и яркий характерный актер Сергей Юрков. Очень интересны в самых разных ролях молодой актер Владимир Лилицкий и супруги Сергей и Гуллер Поляковы.
Анастасия КАЧЕГУРОВА, художник-гример:
– Дмитрий Жильченко – лучший Хома Брут всех времен и народов, а Владимир Лилицкий – лучший Труффальдино!
Игорь ШУШАРИН, гость города:
– Я в этом театре первый раз, с удовольствием посмотрел «Женитьбу». Отличный дуэт Кочкарев – Геннадий Скарга и Подколесин – Юрий Невгамонный.
Елена ГУЛЯК, журналист, редактор:
– Актрисы Лариса Коршунова и Татьяна Опарина в спектакле «Из жизни «Большого Яблока» просто великолепны! Под стать им и мужчины – Анатолий Антонюк и Валерий Жуков!
Дмитрий РЯБОЙ, водитель:
– В «Наполеоне и Жозефине» я просто влюбился в Жозефину в исполнении Гуллер Поляковой! Спасибо и дай ей бог здоровья!
Татьяна ЖУРАКОВСКАЯ, повар-кондитер:
– С удовольствием посмотрела спектакль «Лав стори», все актеры играют прекрасно, но особенно запоминаются Елена Ященко и Валентина Прокофьева.
Марина АВЕРИНА, филолог:
– В возобновленном «Красном и черном» порадовал новый для меня актер Егор Карельский – по-моему, у него отличный потенциал. Ну а играющий с ним в дуэте Сергей Поляков – когда-то он начинал с этой роли в театре – сейчас уже признанный мастер, хотя внешне почти не изменился.
Владимир ЛЯШЕНКО, самый преданный зритель:
– В Одесском Русском театре плохих актеров не держат! Здесь все – любимцы публики!
Труженики закулисья
Технические и административные работники театра – особые люди. В отличие от актеров, им не адресуются аплодисменты публики, они не выходят на сцену и не раздают автографы после спектаклей. Но театр существует и функционирует благодаря их мастерскому и самоотверженному труду. Увы, газетный формат слишком мал для такой темы: этим людям стоит посвятить большую книгу, в которой о каждом может быть написана отдельная интересная глава. Сегодня мы назовем лишь несколько имен и цифр стажа тружеников закулисья Одесского русского театра.
56 лет служит театру старший мебельщик-реквизитор Владимир МОРСКИЙ.
47 лет – звукорежиссер Иван СУШКО.
44 года – гример Наталья НЕДЗВЕЦКАЯ.
41 год – старший бутафор Владимир СОЛОВЬЕВ.
37 лет – старший кассир Людмила МОРДОВЕЦ.
34 года – заведующий постановочной частью Юрий ПОСТОЛЬНИК.
34 года – звукорежиссер Елена ПОДЯ.
29 лет – художник по свету Алена ХИРЦОВА.
27 лет – старший администратор Татьяна КУЗНЕЦОВА.
27 лет – костюмер Раиса КИЦЮК.
27 лет – мастер по пошиву женских костюмов Ильвина СОКОЛОВА.
26 лет – начальник монтировочного цеха Сергей МИЛЕЦКИЙ.
19 лет – завхоз Валентина ЦУРКАН.
17 лет – начальник реквизиторского цеха Людмила АНТОНЮК.
10 лет – заместитель директора, заслуженный работник культуры Украины Неонила ЛЕЩИНСКАЯ.
Низкий поклон вам, труженики закулисья.
И – с юбилеем театра!
Начинающие со ста сорока
В этом юбилейном году актерский состав театра пополнился рядом новых молодых лиц. Кто-то зачислен в труппу, кто-то сотрудничает на разовой основе.
Имена юбилейных новобранцев – Анастасия Бойко, Илья Болотов, Андрей Ершов, Татьяна Грачик, Юлиана Игнатовская, Екатерина Ковалева, Максим Козловский, Анна Моргунова, Евгений Меркулов, Яна Слупская, Альберт Солдатов, Дмитрий Сарансков. Как сложится их творческая карьера – покажет время, но один факт уже бесспорен: в Одесском русском театре они начинают не с нуля, а сразу со ста сорока!
И мы искренне желаем, чтобы этот факт принес им удачу в профессии.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |