![]() |
|
![]() |
![]() |
Одесситы хорошо знают Юрия Крука как депутата горсовета трех созывов и директора Ильичевского морского торгового порта. А недавно он был назначен советником министра инфраструктуры Украины по развитию и инвестициям в морскую отрасль. Сегодняшняя беседа — о том, что необходимо сделать для развития портовой отрасли Украины.
Вскоре после ухода из порта вы стали советником министра инфраструктуры Украины по развитию и инвестициям в морскую отрасль. В чём вы видите основные проблемы развития портового хозяйства?
— На мой взгляд, многие проблемы отрасли стали следствием реформы, задекларированной законом о портах. Дело не в том, что плоха сама идея, а в том, что она не доводится до своего логического завершения — делегирования полномочий по перевалке грузов частным операторам. И в первую очередь это касается реализации проектов на инфраструктуре портов как госпредприятий. Я вижу задачу государства в создании для этого благоприятных условий. Уже давно разработаны предложения, которые позволят упростить реализацию программ государственно-частного партнёрства в портах. Необходимо максимально быстро делегировать все хозяйственные функции по перевалке грузов частным операторам на выгодных для государства условиях. Я считаю, что модель, которую мы приняли в ИМТП, показала свою состоятельность. Этот опыт я использую теперь в качестве советника министра, уделяя этим вопросам первоочередное внимание.
Ещё один важнейший вопрос — реализация огромного транзитного потенциала Украины. Транзитный грузопоток через нашу страну падает, и сегодня он достиг критических показателей. А программы развития в этом направлении нет. Это тоже задача первоочерёдной важности, в решении которой я намерен принимать участие.
А есть ли проблемы, связанные с самой системой управления морской отраслью? Ведь сегодня нет структуры, которая могла бы полноценно анализировать ситуацию и вырабатывать адекватные решения.
— Отсутствие такой структуры порождает целый пласт проблем! Как минимум необходимо создать администрацию морского и речного транспорта и передать ей полномочия самостоятельно принимать решения как по согласованию перспективных проектов, так и по распоряжению основными фондами. На сегодняшний день профильный заместитель министра Юрий Васьков, который действительно является специалистом в области портового хозяйства, не наделён такими полномочиями, — его должность скорее координационная.
Есть вопросы и по предприятиям, которые созданы в рамках закона о портах, в частности по Администрации морских портов Украины. Назрели кардинальные изменения структуры АМПУ, и основа их — децентрализация, а именно передача её филиалам права распоряжаться портовыми сборами с учётом инфраструктуры каждого порта. Ещё правильнее предоставить филиалам на местах статус юридических лиц. А центральный аппарат мог бы сосредоточиться на принятии отраслевых решений, куда направлялись бы 20–30 % от портовых сборов. Только в таком случае портовые сборы будут расходоваться целенаправленно, преимущественно на потребности тех портов, где они сформировались, а сегодня они совершенно не привязаны к потребностям на местах. Могу это утверждать на примере ИМТП: за 2 последних года портовые сборы в инфраструктуру порта не реинвестировались.
Раньше порты были более самостоятельны в принятии решений по развитию своей инфраструктуры. Есть положительный опыт 90-х…
— Совершенно верно! Примером положительного развития отрасли, когда начальник порта имел право принимать самостоятельные решения, может служить Одесский порт. В те годы им руководил Николай Павлюк. Взяв на себя ответственность, он перевёл в формат государственно-частного партнёрства все 11 портовых терминалов. Николаевский порт сделал это в 2000-х, опираясь на поддержку министра. В результате именно эти предприятия наименее болезненно пережили реформу 2013-го.
Что скажете о достижениях Ильичевского порта в нынешнем году?
— За первое полугодие достигнуты рекордные за последние 5 лет показатели грузооборота: переработано 7 млн 656 тыс. т грузов. На начало октября было переработано 9 млн 984 тыс. т, что превышает показатель 2014 года за тот же период на 1,037 млн т. За первое полугодие предприятие получило 350 млн грн чистой прибыли и перечислило в бюджеты всех уровней 422 млн грн налогов. Таким образом, по итогам полугодия ИМТП поднялся на 2-е место в отрасли, пропустив вперёд, кстати, только «Южный».
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |