ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
В рейс наобум Лазаря?
19.12.2015 / Газета: Одесские известия / № 109(4819) / Тираж: 18937

Неравнодушно отнеслись моряки к сообщению о том, что некая особа, руководившая «крюинговой» компанией «Sannikols», брала от 300 до 2000 долларов за то, чтобы их квалификационные документы были подтверждены. («ОИ» от 21 ноября 2015 года – «За деньги в море?».) Если кандидат отказывался давать взятку, ему приходилось «тонуть» на экзаменах.

Коррупционерка задержана, однако этим проблема не исчерпывается. Случаев разоблачения крупного взяточничества за год было три. Судебных решений по действиям этих и предшествующих аферистов данного жанра не было ни одного.

Что касается фактов мелкого надувательства, то о них моряки нередко оповещают коллег в своем интернет-форуме. Сообщения свидетельствуют о существовании подпольных посреднических контор, занимающихся отправкой моряков. Нередко – наобум Лазаря.

Так, автор информации под псевдонимом LokY пишет, как в Одессе моряка с 20-летним стажем «развели» в одной фирме около «Привоза». Ему предложили заплатить 1000 долларов за возможность подписать контракт. Судно, на котором ему пообещали должность, оказалось реальным. Билет на самолет – настоящим. Только по прибытии он понял, что его никто не ждет. Стоимость билета была гораздо ниже, чем величина взятки. Когда он вернулся, фирма уже испарилась!

Бывает, к моряку, обычно неискушенному, подходит человек и обещает «все устроить». Деньги за услугу – потом, по конечному результату. «Благотоворитель» заходит в офис посредника, находится там с полчаса, появляется и отсылает салагу к инспектору. Нередко моряк действительно нужен как специалист. Но выглядит это так, будто получает назначение вследствие чужого ручательства. И он благодарит ходатая. Если же авантюра не удалась, то и спроса ни с кого нет.

Еще один форумчанин пишет, что делец, представившийся Русланом, убедительно изложил условия контракта. Затем предложил сделать запись в книге отчетности, за что взял 400 гривень. И исчез. А названной им балкерной компании «Nordic Maritime» в природе не оказалось.

Вопрос борьбы с «партизанщиной» в трудоустройстве активно поднимает ассоциация «Всеукраинское объединение крюинговых компаний». Ее генеральный директор Вячеслав Кисловский говорит, что это явление пора искоренять:

– Бороться с теневыми крюинговыми компаниями нужно хотя бы в соответствии с Конвенцией МLC 2006 года, которую мы хотим принять. Европейская система предполагает регулирование работы в сфере трудоустройства. Но никак не анархию. Теневики хотя и не конкуренты легально работающим посредникам, но ставят под удар «подфлажников». Прежде всего тем, что не несут никакой ответственности перед людьми, буквально рискуя их благополучием. И запросто попирают международные стандарты, выполнение которых мы гарантируем. Нередко осуществляемая аферистами отправка попадает в разряд уголовных деяний. Кроме того, шарлатаны часто не могут даже установить уровень квалификации моряка. Если вообще на такое способны. И запросто выпускают на рынок некомпетентного человека, что сильно роняет имидж остальных украинских «подфлажников».

Какими бедами оборачивается для них обращение к услугам «черного крюинга», лучше других знают в Благотворительном фонде помощи морякам «Ассоль». На памяти ее председателя Анны Муруговой десятки примеров, когда украинские моряки попадали в невероятные истории потому, что связались с недобросовестными посредниками.

– Сокращение товарного про­изводства повлекло за собой снижение морских перевозок. И необходимость в экипажах уменьшилась, – делает она краткий обзор ситуации. – Одновременно посредники в трудоустройстве разделились на легальных, на незарегистрированных, но честно работающих, и, наконец, на откровенных мошенников.

Одним из видов обмана стало направление моряков на суда с просроченными регистровыми документами, «нарисованными» на один рейс. Большего судовладельцу и не надо. Поэтому он платит зарплату в первые два месяца, пока судно не дойдет до нужного порта и не выгрузится. Потом оно хозяина не интересует. Такие брошенные суда с украинцами на борту и сейчас стоят у берегов Африки.

Иногда команду вербуют для переправки заведомо контрабандного груза. Если авантюра не удается, власти уличают суда в перевозке наркотиков, оружия и берут под арест. Правительства малоразвитых государств, где такое происходит, уповают на выкуп. Моряки им безразличны. Так, в сентябре этого года после 10 месяцев плена был освобожден экипаж контейнеровоза «AS Сastor». В гвинейском порту Конакри судно арестовала местная полиция, заявившая, что в контейнере с сахаром обнаружены две упаковки кокаина. Кончилось тем, что судовладелец выкупил свое же судно за огромные деньги.

Украинские моряки другого экипажа уже год сидят в ливийской тюрьме. И перспектив вырваться не видно.

Иногда судовладелец организовывает наём на одно судно, а по прибытии дает распоряжение перейти на другое, разбитое, как старухино корыто. Наспех меняет название своей компании, чтобы замести следы. Или дает адрес офиса в доме, предназначенном под снос. Адвокаты обходятся очень дорого. Хрестоматийный пример – уже давно проданный т/х «Одесса», члены экипажа которого безуспешно судятся за свою зарплату с середины 90-х годов прошлого века.

Понятно, что на риск толкает безработица. Успешных работодателей становится все меньше. На защиту профсоюзов морякам, идущим от сомнительных «крюинговых» компаний, рассчитывать не приходится. Наклеить «на билборды морды» аферистов от трудоустройства, как советуют некоторые форумчане, по закону нельзя. Остается проверять надежность судовладельца перед тем как согласиться у него работать. И, пожалуй, – умерить аппетиты в связи со сложной экономической обстановкой.

Автор: Владислав Китик


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.004
Перейти на повну версію сайту