![]() |
|
![]() |
![]() |
На морвокзале хотят открыть «таможенное пространство с единым окном»: суть и шансы
На Одесской таможне презентовали проект открытого таможенного пространства. Предполагается, что главный офис ведомства будет располагаться в здании морского вокзала. Проект реконструкции уже подготовили, а стоимость реализации планов превышает 30 млн грн. «Сегодня» узнала об изменениях, ждущих Одесскую таможню, а также поинтересовалась мнением экспертов: удастся ли реализовать обещанное и изменится ли после этого ситуация в экономике области.
ОБЕЩАНИЯ. Руководство ведомства обещает, что новый терминал заработает в режиме единого окна. Появится новое программное обеспечение, которое позволит упростить процедуру оформления грузов, устранит человеческий фактор, как потенциальный элемент коррупции.
«Нововведения сократят время оформления грузов до 15 минут в «зеленом коридоре» и до часа в «красном». Открытое таможенное пространство — это пример новой украинской таможни. Вскоре к работе приступят 130 инспекторов, они дадут начало новой генерации таможенников», — пообещала глава Одесской таможни Юлия Марушевская и смело заявила, что бизнесмены уже к весне получат качественный сервис без взяток. В планах также обмен информацией о товарах со странами, откуда вышел груз. Это должно стать препятствием для манипуляций с таможенной стоимостью, а также помешать притоку контрабанды.
Импортеры, узнав о грядущих изменениях, разделились на два лагеря. Есть те, кто приветствует реформу, и недовольные возможным исчезновением годами наработанных схем.
Как рассказал «Сегодня» одесский предприниматель, который ввозит товары в Украину из Турции, он не раз сталкивался с коррупцией на таможне. «Растаможить товар законным путем невозможно, даже при большом желании. Когда я хотел оплатить сбор через кассу, мне просто не дали этого сделать. Кроме этого, я указал реальную цену товара, а мне сказали, что она завышена, в то время когда все остальные указывали искусственно заниженные цены», — рассказал «Сегодня» бизнесмен на правах анонимности. По его словам, если крупные иностранные импортеры недовольны таким положением дел, то отечественных предпринимателей схемы полностью устраивают.
Эксперты настроены скептически. «Марушевская приняла решение, выгодное развитым странам, которые и сами заинтересованы не выпускать контрабанду и грузы по заниженной цене. Но у нас ситуация с товарами из других стран мира, в том числе Китая и Турции, которые составляют львиную долю импорта, не изменится», — считает эксперт Геннадий Чижов. Он подтверждает, что в нашей стране не налажена работа с портами, откуда выходят грузы, но исправить эту ошибку будет тяжело.
«Торговые атташе не работают в полную меру, а бюджет 2016 года на треть сокращает финансирование МИД, поэтому мы не можем даже оплачивать их работу. И если страны третьего мира еще могут согласиться предоставлять информацию о контрабанде, то занижение цен им выгодно — лишь бы шел экспорт, поэтому они будут саботировать договоры, защищающие таможенное пространство», — считает специалист.
Его коллега Петр Олещук отмечает, что такие амбициозные проекты новой облвласти пока не очень успешно реализуются. Например, в центре админуслуг прогнозировали выдачу документов за пять минут, а в результате подготовка бумаги отнимает пять дней. Кроме того, наблюдатели отмечают, что на морском шельфе нашей страны хозяйничают и другие страны, которые отслеживают транспортные потоки. «Замышляя такие реформы, надо учитывать не только экономические показатели, но и геополитическую обстановку», — говорит Олещук.
«РАВНЫЕ УСЛОВИЯ УСТРОЯТ МНОГИХ»
По мнению экономиста Эдуарда Каражии, поток грузов в порт зависит не только от таможенных правил, но и от покупательной способности населения, экономической целесообразности. «Нельзя не радоваться анонсируемой прозрачной игре. Благодаря новым правилам будет наполняться бюджет, а расстроятся те, кто ввозит товар по черным и серым схемам. Пока импортеры экономят, страдает государство. Если условия игры будут равными для всех, то это устроит многих бизнесменов», — говорит Каражия.
По его словам, все грузы, которые идут из Америки и Европы, можно не перепроверять. Сложнее обстоит ситуация с китайскими товарами, откуда могут ввозить продукцию с ядовитыми красителями. «У нас вскрывают контейнеры в дождь и снег, товар бьется, иногда ломается. А хозяин может находиться в другом городе, поэтому ему выгоднее дать каждому взятку и забрать груз. При таких условиях можно и бомбу атомную завезти», — отмечает экономист.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |