ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Каждый год 25 декабря мы с друзьями едем в Орловку…
05.01.2016 / Газета: Одесские известия / № 1(4824) / Тираж: 18937

Молдавское село Орловка на берегу Ду­ная – единственное православное село на Одесщине, которое Рождество отмечает 25 декабря. Причем празднование проходит в виде уникального обряда, аналогов которому в многонациональном Придунавье нет.

– Побывав однажды на празднике, почувствовав его энергетику и позитив, хочется каждый год в этот день ехать в Орловку, – говорит заместитель председателя Одесского областного совета Юрий Димчогло, которого мы встретили в этот день среди гостей. – Я прихожу к мнению, что данный праздник нужно включить в перечень областных: сюда могли бы приезжать жители всех уголков Украины. Можно подумать об изготовлении сувенирной продукции, чтобы туристы увозили с собой что-то на память об этом уникальном празднике.

Итак, вкратце об обряде, участниками которого являются исключительно юноши села. Поскольку Орловка условно делится на две части, накануне Рождества собираются две команды. Каждая из них выбирает предводителя – Мошула (в переводе с молдавского – дед). Для главных героев изготавливаются специальные маски. Они шьются из кроличьих и козьих шкур, украшаются кожаными ремешками, конским волосом, шерстяными нитями, бобами. Над головой каждого Мошула – нимб из цветов и пестрых лент. На поясе – четыре увесистых колокола, какие вешают на шеи быков, поэтому приближение Мошула слышно издалека. Внешне он похож на шамана языческого племени.

С наступлением темноты 24 декабря юноши начинают колядовать. Причем в каждое подворье сначала забегает чата-маре (большая группа), в которую входят юноши, отслужившие в армии. Они исполняют колядки – хозяину дома, девушке на выданье, новорожденному и так далее (всего до наших дней дошло чуть более дюжины колядок). Когда чата-маре покидает подворье, сюда вбегает чата-Мошул (группа, сопровождающая Мошула) – и колядует вновь.

Поскольку в Орловке более тысячи подворий, каждой команде за ночь предстоит большая работа, передвигаться приходится только бегом. Если Мошул случайно пропустит чей-то дом, это считается дурным предзнаменованием: на следующий год жди несчастий. Поэтому жители Орловки всю ночь не спят, включают как можно больше света, ожидая гостей.

Утром два «войска», движение которых всегда сопровождают звуки кларнета и барабана, пересекают условную границу села и колядуют на территории соперников.

Поутру особая гордость парней – количество собранных калачей, которые нанизаны на шесты, это подарки благодарных хозяек. Еще один интересный момент – белые цветы на головных уборах юношей. В эту ночь каждая девушка может подарить парню цветок – своеобразное признание в любви (и есть герои, у которых за ночь появляется на голове целая клумба!)

Наконец, часам к десяти две команды во главе с двумя Мошулами характерным строем, под музыку сходятся на центральной улице. Парни одеты в военную форму, одна часть села – в камуфляж десантников, вторая – в черные бушлаты и тельняшки.

Молодые люди танцуют – неистово, рьяно, как в последний раз. Кто-то стучит дубинками, связанными из камыша, о землю – выгоняют из села злых духов.

Наконец две команды сливаются в огромный круг, в котором оказываются два предводителя. Их поднимают на плечи, и Мошулы на глазах всех присутствующих приветствуют друг друга. Они обмениваются подарками, откупоривают шампанское, после чего начинается «битва». Подняв предводителей, как знамена, команды начинают переталкиваться. Победившим считается тот Мошул, которому удастся в этой схватке устоять и низвергнуть соперника. Все село болеет за «своих».

Что все это значит? Об этом сегодня можно только догадываться.

– Соревнование, очевидно, говорит о том, что в селе не может быть двух лидеров, – предполагает экс-начальник районного отдела культуры уроженка Орловки Мария Катаной. – Что касается даты празднования, то логика здесь простая: Рождество всегда предшествовало Новому году. Данный обряд является уникальным, и когда мы демонстрировали его на международном фестивале в Яссах (Румыния), среди знатоков фольклора это вызвало настоящий фурор.

Значение многих обрядовых действий, в которых православие явно переплелось с язычеством, не может объяснить никто. Жители Орловки, которые отличаются упорством характера, просто повторяют старый обряд из года в год.

– В молодости, лет шесть подряд, я тоже колядовал, – говорит сельский голова Михаил Куванжи. – Мы считаем, что обязаны сохранять и чтить традиции наших предков.

Этот обряд – демонстрация молодых сил села, сплоченности юношества, умения организоваться и действовать командой. Глубокий смысл, очевидно, заложен и в военной форме, которая подчеркивает мужественность, силу и красоту каждого молодого человека.

…Последняя колядка в этот день по традиции была посвящена сельскому голове. Добрые пожелания, конечно, прозвучали и в адрес почетного гостя Юрия Дмитриевича Димчогло. И примар, и представитель облсовета щедро одарили колядующих деньгами.

В этот день не скупится никто. Какими бы сложными ни были времена, в Орловке столы ломятся от национальных молдавских яств. В этот день орловчане ходят в гости к кумовьям, поздравляют друг друга с Рождеством, желают мира, благополучия и здоровья.

Автор: Антонина Бондарева


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.008
Перейти на повну версію сайту