![]() |
|
![]() |
![]() |
Небывалым событием для морских портов стало принятие финансового плана на 2016 год в октябре ушедшего года. Прежде Министерству инфраструктуры ни разу не удавалось заблаговременно утвердить этот документ, определяющий развитие портов. Финпланы принимались за два-три месяца до окончания производственного года, на который должно было распространяться их действие.
– Портовики сразу почувствовали результат оперативности по притоку капитальных инвестиций, – сказал на итоговой пресс-конференции председатель ГП «Администрация морских портов Украины» Андрей Амелин. Он также подчеркнул, что за 11 месяцев грузопереработка портов возросла на 2% по сравнению с этим же периодом 2014 года и составила 131,7 млн тонн.
– В нынешних условиях и это достижение. Потому что отрасль просто не успевает перестраиваться и подстраиваться под лавину текущих перемен. Так, сильно сказалось на показателях заметное падение контейнерного оборота. Ощутимы бесконечные колебания курса валюты и снижение покупательной способности населения. Как следствие, на многие товары упал спрос, что повлекло сокращение производства. А значит – и необходимости в транспортировке тех же контейнеров, – проанализировал ситуацию А. Амелин.
Зато вздох облегчения вызвало в этом году сокращение пачки документов, необходимых для отхода судна, с двадцати одного до четырех. Комиссия, действия которой, как правило, задерживали отход на несколько лишних часов, отменена. Устранены основания для такого коррупционного по сути процесса, как контроль изолированного балласта.
Каботажные перевозки вообще почти не осуществлялись. Положительным в этом является то, что 46 буксиров, барж, катеров, мусоросборщиков и других единиц вспомогательного флота, находящихся вне эксплуатации, прошли «курс лечения» на судоремонтных заводах Украины. Запланирован ремонт 26 других судов на сумму 110 млн гривень. В 2016 году намечено выделить 160 млн гривень на приобретение двух спасательных катеров. Готов к ледовому периоду единственный в стране ледокол «Капитан Белоусов» для проводки караванов по Азовскому морю. На предновогоднем старте находились также несколько буксиров, способных колоть лед в портовых водах. Будет расширяться парк судов для обеспечения санитарного состояния акваторий.
10 декабря введено в эксплуатацию дноуглубительное судно. Одновременно получено разрешение на черпание основных каналов: Днепровско-лиманского линейного, глубоководного хода на Дунае, подходного фарватера к Белгород-Днестровскому порту. В зависимости от глубин вводятся категории портов.
В 2016 году в тендерах на черпание больших объемов донного грунта будут участвовать мировые лидеры дноуглубления – компании «Ян Де Нул», «Ван Оорд» и «Паскаль-Инжиниринг». С ними ГП «АМПУ» связывает свои амбициозные планы на выемку порядка 14 млн тонн грунта. Преимущественно в портах «Большой Одессы» – в Южном, Ильичевске и, соответственно, Одессе. Тем более что цены у этих потенциальных подрядчиков – вполне приемлемые.
Болезненным воспоминанием для морской отрасли является практически полная потеря национального дноуглубительного флота за последние пять лет. Осиротело предприятие «Усть-Дунайскводпуть». Тридцать судов спецфлота ГП «Черазморпуть» находятся под арестом либо в залоге за долги. Причем многие из них – за границей. Например, в Турции, в Индии, что усложняет их возвращение в строй.
Большая часть имеющихся судов не подлежит ремонту. Они – кандидаты на списание в тираж. Сложности, по словам А. Амелина, есть с передачей на баланс ГП «АМПУ» земснаряда «Прорвин». Пока он застрял в Вилково. Земснаряды обанкротившейся частной компании «Черномортехфлот» не попали в государственную собственность. Где они сейчас – неизвестно.
Печально, что работа Усть-Дунайского порта не эффективна. По словам А. Амелина, он перевалил за год всего 25 тысяч тонн грузов. Там отсутствуют железнодорожная и автомобильная инфраструктура. И реально работает один зерновой склад стивидорной компании. По сути некогда перспективный порт деградировал до портпункта, где нет необходимости регулировать глубины. Тем не менее, портовая система страны развивается вширь и вглубь. И в целом движется вперед.
Теперь на рынок черпания придут иностранцы. В свое время фирма «Мебиус», работавшая на Дунае, вытеснила украинских дноуглубителей. Не окажется ли, что те немногие суда, которые еще составляют корпус национального дноуглубительного флота, будут выдворены с украинских вод европейскими подрядчиками? Правда, в соответствии с данными ГП «АМПУ», и вытеснять-то особо некого…
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |