ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
СОЕДИНЕННАЯ МОСТАМИ
15.01.2016 / Газета: Время Ч / № 1(706) / Тираж: 15200

…Кстати — а об этом я писала еще летом — затяжные новогодние выходные и «сюрпризы» погоды — лучший тест работы городских властей. И когда злопыхатели возмущались: «Неужели класть новую плитку там-то и там-то — это главное в нынешних условиях?», «как будто других проблем нет» и все такое, ответ был однозначен: «Да, главное!». Потому, что во время гололедицы даже маленький отремонтированный кусок тротуара — это уже страховка от пары десятков переломов. Для пожилых людей и вовсе губительных.

Безусловно, мороз, затем резкое потепление, дождь и опять мороз подпортили одесситам праздничное настроение. Да, во многих дворах образовались опасные катки, да, работники отдельных коммунальных участков ничего не предпринимали; кому-то пришлось посидеть без света. Однако в самых людных местах, в местах транспортных развязок, отвечающих за то, чтобы город не остался парализованным, что важно — на остановках, не говоря уже о площадях и улицах, коллапса прошлых годов уже не наблюдалось.

Наверное, вам не раз приходилось бывать в таком знаковом для города месте (и центр, и транспортная развязка), как район «Вокзал — Куликово поле — Канатная». Да там вообще невозможно было пройти во время снегопада! А в гололед, когда в стекло превращался вовсе не асфальт, а ямы и рытвины, и все это рядом с трамвайными рельсами, это занятие, без шуток, было по силам исключительно каскадерам. Однако после глобальной реконструкции указанного места, которая длилась все лето и осень, дискомфорта и спонтанных «ледяных горок» уже не было. Впрочем, каждый, наверное, оценил это у себя в районе — все знаковые места я и не перечислю.

Что же касается резкого похолодания и шторма со снегом, то как раз в разгар новогодних гуляний, в ночь с 31 декабря на 1 января дежурные бригады сотрудников коммунального предприятия «Городские дороги» оперативно приступили к расчистке магистралей от выпавшего снега и посыпке их песчано-соляной смесью.

В первую очередь работы проводились на магистральных улицах Одессы, а также на спусках и подъемах.

С 2 часов ночи до 6 утра 1 января на улицах города уже работало 25 единиц спецтехники (пескоразбрасыватели). За этот период было использовано около 250 тонн смеси.

С 19.00 1 января и до 5.00 2 января, когда снегопад усилился, на улицы города для уборки снега и посыпки дорог вышли 30 единиц спецтехники, на этот раз на дороги рассыпали 350 тонн смеси.

Ну и далее, все выходные — аналогичная работа в круглосуточном режиме. В случае необходимости вся снегоуборочная техника предприятия — 77 единиц специализированной техники — будет выведена на улицы города для уборки снега — в указанном КП это гарантируют.

Поэтому еще раз повторюсь — слаженные и быстрые действия во время ЧП — главное для городской власти. А то, помнится, иные мэры во время снежных заносов и ураганов, кто у Савика Шустера в эфире красовался, кто по ночным клубам разъезжал…

Однако несмотря на дела насущные, требующие экстренного реагирования, в городе продолжается работа и по реконструкции наших местных жемчужин — объектов, которые, хочется верить, останутся на века и будут радовать и наших потомков. Ведь сиюминутное не должно отрицать вечное. О чем-то мы уже упоминали вскользь в новостях, поэтому хочется напомнить и обстоятельно.

КАК В ЛЮКСЕМБУРГЕ

Так, еще осенью начался капитальный ремонт Тещиного моста.

Он начался после тщательнейшего визуально-инструментального обследования элементов и конструкций сооружения, а также геодезиче-ских наблюдений. По результатам проведенной работы было получено техническое заключение о состоянии этого гиганта и разработана проектно-сметная документация по капитальному ремонту.

Отметим, что со времени постройки моста — в 1968 году, он ни разу не ремонтировался капитально, речь, даже в стабильное советское время, шла только о покраске и «косметике».

Этот мост был построен по проекту архитектора Рашель Владимирской. Его первоначальное и официальное название «Комсомольский», потому что он связывал между собой Приморский и Комсомольский бульвары (ныне — бульвар

М. Жванецкого). Строили его к 50-летию СССР и должны были открыть в 1967 году, но опоздали. Так что гулять по нему можно стало только с 1968-го.

Интересно, что по проекту мост должен был быть в ретростиле, чтобы вписываться в классическую застройку. Но в ходе строительства весь декор решили убрать, мост получился в конструктивистском духе и является точной копией моста герцогини Шарлотты в Люксембурге.

У названия «Тещин» есть несколько версий происхождения. История самого знаменитого моста Одессы обросла домыслами и слухами. Как появилось такое название этой достопримечательности, наверняка не знает никто.

Согласно одной из самых простых версий, так он называется, потому что самый длинный в городе, а еще и раскачивался от сильного ветра: «прямо, как язык тещи» — шутили по этому поводу.

Кто-то настаивает, что тещиным мост стали называть после того, как с него стали прыгать замученные тещами молодые люди — эта самая трагическая и одновременно шутливая версия.

Третья версия говорит о том, что по этому мосту якобы ходил в семидесятые годы в гости к теще тогдашний руководитель области — первый секретарь обкома партии Михаил Софронович Синица. Злые языки утверждают, что городу данная дорогостоящая конструкция, практически не имеющая никакого коммуникационного значения, понадобилась ввиду любви тогдашнего коммунистического начальника города к тещиным блинам. А так как зять жил на Приморском бульваре, а его теща — на улице Гоголя, 1 через балку, то променад в пятьсот метров окружным путем по мосту Сабанеева казался руководителю Одессы нестерпимо долгим. Так и появилась идея создания прямого пешеходного моста.

С высоты Тещиного сооружения открывается прекрасный вид на Практическую гавань и судоремонтный завод.

Неизвестно, откуда взялась мода на «мостики любви», где влюбленные цепляют на перила замки со всякими надписями, но ни Киев, ни Одессу это мода не минула, в чем еще несколько лет назад можно было убедиться недалеко от начала Приморского бульвара, на Тещином мосту. Однако, так как местные молодожены и влюбленные сверх меры украсили мост замками, специалисты посчитали такую массу лишнего металла критической, и они были спилены.

КАК В ПАРИЖЕ

Также в скором времени мы увидим то, что многие никогда и не видели: первозданную красоту архитектурной жемчужины города — моста Коцебу.

Этот мост был спроектирован архитектором Ландесманом в 1892 году. Он работал над чертежами три года, а два года продолжалось само строительство. Металличе-ский каркас конструкции изготавливали в Париже. В Одессе же его только собрали и установили.

В некотором роде мост Коцебу является «братом» всемирно известной Эйфелевой башни, потому что металлические конструкции моста — дело рук мастерской Гюстава Эйфеля, того самого инженера, который создал самую знаменитую достопримечательность Парижа.

Наш, одесский мост, расположенный над Карантинной балкой, назван в честь послед-него Новороссийского генерал-губернатора Павла Евгеньевича Коцебу, находившегося на этом посту с 1862 по 1874 годы. К слову, с упомянутым названием связан один курьез. Коцебу, очень много сделавший для Одессы, ни в какую не принимал проект строительства моста, раз за разом отвергая его. Однако после смерти губернатора мост получил именно его имя. Впрочем, в разные исторические периоды он назывался еще и Полицейским, так как соединял Полицейскую улицу, ныне Бунина.

Само место для строительства было выбрано не случайно — оно уникально в своем роде, так как с моста Коцебу виден также и мост Новикова, соединяющий улицу Жуковского.

На ажурном чугунном ограждении моста (со стороны Деволановского спуска) просматривается старый одесский герб — двуглавый орел (символ империи), а внизу — якорь-кошка, символизирующий морской город.

Но обращали ли мы внимание на эту красоту? Пожалуй, нет. Ведь много лет мост находился в удручающем полуразваленном состоянии. А в конце прошлой зимы в покрытии знаменитого моста и подавно образовалась зияющая дыра. Коммунальщики тогда сразу огородили ее лентой, чтобы не пострадали случайные прохожие, ведь в дыру с легкостью могла провалиться нога.

И данное происшествие лишь подчеркнуло тот факт, что мост Коцебу нуждается в срочной реставрации.

И вот наконец, также осенью, проектно-сметная документация капремонта одесского моста Коцебу прошла государственную экспертизу. Ремонт запланирован на 2016 год.

Если конкретно, то управлением дорожного хозяйства Одесского городского совета будет выполнен капитальный ремонт всего путепровода на Бунина, что, само собой, подразумевает полную, а не просто косметическую реставрацию моста.

Согласно проекту, будут заменены аварийные элементы пролетного строения и восстановлено дорожное покрытие, а также парапеты, лестницы и все прочие архитектурные элементы моста, а это почти ювелирная работа, так как речь идет о художественном литье. Также будут переустроены сети связи и сети газопровода низкого давления. Как говорится, чтобы не стыдно — чтобы как в Париже.

Мы же, в свою очередь, и далее продолжим рассказы о спасении архитектурных сокровищ Одессы.

Автор: Инна БОРИСОВА


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту