![]() |
|
![]() |
![]() |
Во исполнение закона о декоммунизации село Жовтневое Любашевского поселкового совета громада решила переименовать в Вишневое.
Сельчане остановили свой выбор на этом нейтральном названии. Хотя высказывалось предложение назвать село Карловка, Чеховка или даже Чехоград – в память о чехах, основавших этот населенный пункт в ХІХ веке.
Из исторических источников известно, что хутор «Кульгавых», как называли поселение колонистов жители окружающих сел, или официально «Хутор при деревне Николаевка» (из текста на печати), основал вместе с семьей на приобретенной за собственные средства земле Карел Самуилович Кулгавы (1840 – 1907 гг.). Немалый надел плодородных черноземов он прикупил у тогдашнего крупного землевладельца Г.Г. Краузе. Необходимую сумму трудолюбивый чех, как и многие его соотечественники, заработал в Америке вместе со старшим сыном Карелом (1866 – 1928 гг.). Последний, кстати, не захотел переселяться в Российскую империю и в 1889 году перебрался в США, где ныне живут его потомки.
По информации, любезно предоставленной членом Чешской ассоциации украинистов, что в Праге, Александром Дрбалом, семья Карела Самуиловича и Марии Войтеховны Кулгавы принадлежала к чешским эмигрантам – евангельским христианам, «чешским братьям». Они особенно чтили магистра Яна Гуса (в прошлом году чехи всего мира вспоминали 600-ю годовщину его казни на костре) и всемирно известного ученого-педагога и последнего епископа «чешских братьев» Яна Амоса Коменского; среди самых почитаемых книг – чешская, так называемая Кралицкая, Библия (перевод второй половины XVI в.) и канционалы – сборники чешскобратских песнопений. Перед переселением на хутор, расположенный неподалеку от станции Любашевка, семья К.С. Кулгавы жила в Цебриково, где родились сыновья Фридрих, Вильгельм, Павел и Йозеф.
Точную дату основания чешской общины отыскать пока не удалось, но, по предположениям Александра Дрбала, это было в конце 90-х годов позапрошлого века. А уже в 1899 году Карел Кулгавы числится среди землевладельцев Ананьевского уезда Херсонской губернии.
До революции в пределах губернии существовали чешские поселения Богемка, Сиротинка (теперь Веселиновка) и Конский Загон (ликвидирован советской властью как неперспективное село). Александровка (теперь Малая Александровка) и Софиенталь (теперь Новосамарка) были основаны немцами, а после их эмиграции в США развивались усилиями чехов. Чешско-польско-украинским было село Сергеевка Кривоозерского района. Первый его староста – Франтишек (Михаил) Кучера.
Прибывшие чехи были умелыми хозяевами. Привезя с собой импортный инвентарь, сеяли просо, гречку, иногда рожь. Наряду с полеводством развивали садоводство и огородничество. Разбогатев, разводили крупный рогатый скот и другую живность.
Чехи владели более высокой сельскохозяйственной культурой, чем жители соседних Софиевки, Николаевки и Любашевки. Выращенная продукция отправлялась в том числе и за границу. Доходы давали возможность нанимать людей из окружающих украинских сел для работы на полях.
– В 60-е годы ХХ века мне посчастливилось в автобусе пообщаться с одной бабушкой, которая у Кулгавы в молодости работала. Она отмечала порядочность хозяев, в частности в оплате труда, – сообщил Александр Дрбал. – Больше всего ее поразило, что хозяева и наемные работники обедали за одним столом.
После женитьбы сыновья Кулгавы построили для своих больших семей отдельные дома. Некоторые постройки 1905 года прекрасно сохранились, и в них до сих пор обитают старожилы.
Учить своих детей колонисты приглашали учителей из Чехии. Карл Самуилович считал основательное образование своих потомков хорошим вложением капитала.
В 1910 году уже его внуков учила преподаватель из Праги Эмилия Пфолова. Также из Чехии выписывалась литература по культуре земледелия и другие популярные периодические издания. Согласно всероссийской переписи 1916 года, на хуторе жили 54 чеха.
С приходом советской власти частное хозяйство было ликвидировано. Раскулаченные Кулгавы, у которых забрали землю, дома с имуществом, остались в том, что имели на себе. Прихватив лишь священные реликвии, они отправились к землякам в Богемку Врадиевского района. А на заботливо обработанных чехами землях была создана коммуна имени Сталина. Село назвали Коммуной, в 1946 году переименовали в поселок им. Сталина, а с 1965 года оно стало Жовтневым.
Его некогда зажиточным основателям пришлось пережить голодоморы и сталинские репрессии.
Во время Второй мировой войны 63 мужчины из Богемки, среди которых были и Кулгавы, воевали в составе 1-го Чехословацкого армейского корпуса под командованием Людвига Свободы и в рядах Красной Армии. После войны восстанавливали колхоз и налаживали мирную жизнь.
Сегодня потомки Карела Кулгавы из Богемки вместе с Александром Дрбалом из Праги считают справедливым назвать именем Карела Кулгавы хотя бы одну из улиц основанного им села.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |