![]() |
|
![]() |
![]() |
Есть все основания полагать, что отечественная фармацевтическая промышленность уничтожается сознательно…
На сегодняшний день украинский рынок фармацевтической продукции буквально завален импортными лекарствами. Само собой, все они намного дороже отечественных. Общая емкость этого рынка составляет примерно три миллиарда долларов. И около семидесяти процентов от этой суммы приходится на импорт.
Между тем, c 2010 года все фармацевтические предприятия нашей страны перешли на новый производственный стандарт GMP. Это значит, что отечественные лекарства теперь производятся в точно таких же условиях, что и европейские. Однако бытует устойчивое мнение, что продукция западноевропейских компаний намного лучше, чем аналоги отечественных заводов. Отчасти его поддерживают врачи, получающие бонусы от иностранных компаний. Отчасти — аптекари, которые тоже зачастую «на крючке» у зарубежных фирм. И есть все основания предполагать, что интересы зарубежных производителей лоббирует еще и правительство.
Инвестор боялся за свою жизнь…
Ярчайшим примером необоснованного притеснения отечественных предприятий фармацевтической промышленности может служить печальная история одесского завода «Биостимулятор». В свое время он занимал лидирующее положение среди украинских предприятий аналогичного профиля, выпуская более пятидесяти видов лекарственных препаратов. И его продукция экспортировалась почти во все страны СНГ.
В 2003 году все имущество завода было передано в аренду обществу с ограниченной ответственностью с таким же названием — «Биостимулятор». Учредителем этого общества стал трудовой коллектив завода во главе с директором Антониной Матящук.
Примерно через год на предприятие, по словам директора, начались регулярные рейдерские атаки. Трудовому коллективу то и дело приходилось отстаивать свои законные права в судах. Само собой «Биостимулятор» в подобных условиях не мог стабильно работать. Из-за нарушения сроков поставок многие заказчики стали отказываться от его продукции. К концу 2010 года кредиторская задолженность предприятия составляла уже 18 миллионов гривен. Кроме того, нужны были деньги для перехода на новый производственный стандарт GMP. Работать по старым стандартам после появления новых законодательных норм, по словам Матящук, было уже нельзя.
В том же году Антонина Матящук нашла инвестора, готового погасить долги завода и оплатить его модернизацию. Дело было, как говорится, уже на мази. Как вдруг инвестору стали угрожать.
— Неизвестные люди звонили ему по телефону, — вспоминает Антонина Матящук,— и требовали забыть про «Биостимулятор». Грозили, что в противном случае убьют не только его, но и единственную горячо любимую дочь…
Подписание инвестиционного договора было сорвано. Не получив необходимых денег, завод остановился. Через некоторое время ООО «Биостимулятор» постановлением хозяйственного суда было ликвидировано, а его оборудование и производственные корпусы переданы обратно на баланс Фонда госимущества. Если это и являлось целью многочисленных рейдеров, то они, безусловно, добились своего.
Нелепый анахронизм...
В 2013 году завод «Биостимулятор», снова ставший государственным предприятием, возглавил бывший начальник управления перспективного развития Геннадий Закиров. Снова начались поиски инвестора. За счет государственной акционерной компании «Укрмедпром» был даже составлен предварительный инвестиционный проект, по которому на свободной площадке планировалось разместить ампульный цех и производство ФиБСа (лекарство, разработанное группой ученых во главе с академиком Филатовым, основанное на отгоне лечебной грязи Куяльницкого лимана).
Однако «Биостимулятор» до сих пор находится в списке стратегически значимых объектов, не подлежащих приватизации. Это значит, что любое вложение частного капитала в его уставный фонд требует, как минимум, специального решения Кабмина.
Кроме того, прямое подчинение предприятия министерству для иностранцев в настоящее время почти такой же нелепый анахронизм, как, например, самодержавие в эпоху расцвета демократических институтов. На Западе в центральном подчинении давно уже находятся только армия и некоторые силовые структуры. И, наконец, даже сам процесс переговоров с потенциальными инвесторами гораздо проще организовать не на государственном, а на местном уровне.
Поэтому Геннадий Закиров стал добиваться передачи имущества завода в коммунальную собственность. И он сумел найти понимание и поддержку со стороны Одесской мэрии. Но в профильном министерстве эта идея не была воспринята.
— Когда я в Киеве объяснил, что мы располагаем реальной возможностью найти инвестора,— рассказывает одесский городской голова Геннадий Труханов,— мне дали понять, что наши успехи поставят министерских чиновников в неловкое положение. Дескать, вы сумели, а мы нет. В итоге, мне ответили: «Если можете, найдите, но выведите этого инвестора на нас...»
Все это особенно обидно, если учесть, что многие капиталовладельцы проявляли заинтересованность к «Биостимулятору». Впрочем, кто бы сомневался? Ведь если даже импорт лекарственных препаратов по нынешним временам своего рода золотое дно, то их производство прямо на территории рынка потребления, по логике вещей, и вовсе алмазные копи.
Работали на энтузиазме и по ночам...
Не дожидаясь сторонних капиталовложений, работники предприятия самостоятельно запустили здесь два производственных участка: один по выпуску сыпучих сорбентов для нужд ветеринарии, второй -диетической добавки на основе ментола и масла эвкалипта под названием пектуссин.
Примечательно, что в цехах работали все без исключения члены трудового коллектива, включая директора и его заместителей. Причем работать чаще всего приходилось в ночную смену: с 18.30 до 02.00. Обычно такие бессонные ночи устраивались в канун выходных, чтобы потом можно было отоспаться.
— У людей был настоящий энтузиазм,— вспоминает Геннадий Закиров.
Все понимали, что, развивая эту программу, можно, в конце концов, выйти из финансового тупика...
В целом за последнее время «Биостимулятор» выпустил около 100 тысяч упаковок пектуссина и сотни килограммов сорбента.
Уволен не по собственному желанию...
В июле 2014 года в связи с политическими событиями
в стране сменилось руководство «Укрмедпрома». До августа 2015 года новые чиновники фактически не проявляли никакого интереса к «Биостимулятору» .
— За все это время,— рассказывает Геннадий Закиров,— нам уделили всего лишь 15 минут, в течение которых сообщили, что за все отвечает руководство завода (то есть, мы). Предприятие должно работать, но на поддержку его инвестиционных программ в бюджете нет денег...
Чувствуя себя почти забытыми, работники «Биостимулятора» продолжали выпускать пектуссин и сыпучие сорбенты. В августе прошлого года на завод нагрянула комиссия из «Укрмедпрома». Без всяких церемоний она вручила директору предприятия заранее заготовленный приказ об увольнении, в котором не было ни мотивации, ни даты. Тем не менее, Геннадий Закиров не стал обращаться в суд, а собрал свои вещи, попросил своих бывших сотрудников оказывать комиссии всяческую помощь и... распрощался с заводом.
Кто-то ищет возможности, а кто-то причины...
Что же сейчас там происходит?
— Сейчас на предприятии никого нет, кроме охраны, — говорит временно исполняющий обязанности директора НПП «Биостимулятор» Сергей Ковшар, — Мы провели инвентаризацию имущества, подали документы в Министерство здравоохранения и теперь ждем дальнейших указаний...
— А как вы относитесь к возможности передачи завода в коммунальную собственность города?
— Не могу этот вопрос комментировать. Сначала надо вывести «Биостимулятор» из перечня объектов, не подлежащих приватизации. А такие вопросы решаются через Верховную Раду...
Думаю, теперь, когда завод снова простаивает, эта процедура значительно упростится. И если так, то не для того ли был специально уволен Закиров вместе с остальными работниками завода? Может, в «Укрмедпроме» потому и вспомнили про «Биостимулятор», что его производственная площадка вдруг кому-то понадобилась и приглянулась?
— Здешние условия совершенно не годятся для выпуска лекарственных препаратов,
— возражает Сергей Ковшар.
— Здание уже более пяти лет не отапливалось. Его стены поражены грибком. Протекает крыша, и в то же время есть подтопления со стороны фундамента. Полно крыс и мышей. Думаю, просто преступно, что лекарственные препараты выпускались в таких условиях. Я по этому поводу даже обратился в «Держликслужбу» и попросил ее дать соответствующую оценку тому, что здесь происходило. Но эта служба на сегодняшний день уже ликвидирована, а новая пока еще не создана. Кроме того, выпускать небольшое количество продукции на крупном предприятии всегда было невыгодно из-за высокого уровня накладных расходов на единицу продукции. Площадь цеха, где производился пектуссин, составляет всего лишь 30 квадратных метров, в то время как общий объем площадей около шести тысяч. Выпуская этот препарат, бывшие работники закладывали в его себестоимость только стоимость сырья и часть своей заработной платы. Если бы
они все заложили как положено, пектуссин у них получился бы золотой...
Начнем с того, что бывший коллектив завода все-таки имел все технические документы на выпуск «Пек-туссинаДД». И никаких претензий со стороны контролирующих служб, в том числе и санэпидстанции, к нему до сих пор не было. Зато есть совершенно нелепый и явно незаконный приказ об увольнении Геннадия Закирова. Так что незачем разводить пустое критиканство. В конце концов, кто хочет чего-нибудь добиться, тот, как известно, всегда ищет возможности, а кто не хочет — причины. Причем, последнее найти намного легче.
К слову, серьезные претензии в области качества фармацевтической продукции в свое время были к предшественнице Закирова, Антонине Матящук. Но даже это, думаю, еще не повод для того, чтобы полностью уничтожать работающее производство. Ведь там можно было попросту навести порядок, в том числе и при помощи штрафных санкций. Причем, арендуя государственное имущество и находясь под контролем Министерства здравоохранения, ООО «Биостимулятор» могло бы выпускать лекарственные препараты под госзаказ и по минимальным ценам. А постепенное превращение этого некогда высокотехнологичного предприятия в руины, по большому счету, настоящее преступление против народа Украины.
Последний ренессанс
Теперь по поводу упомянутого С. Ковшаром «уровня накладных расходов на единицу выпускаемой продукции». Думаю, здесь он, скорее всего, прав. К сожалению, иной раз гораздо проще и правильнее создать новое предприятие, начав все, как говорится с чистого листа, чем реанимировать уже отжившее и морально устаревшее производство. Возможно, именно поэтому Геннадий Закиров не стал обращаться в суд по поводу незаконного увольнения.
Недавно этот человек вместе с командой своих единомышленников уже зарегистрировал новое ООО «Биостимулятор». Арендовано и подходящее помещение: небольшой ангар недалеко от Куяльниц-кого лимана. Там планируется проводить исследовательские и экспериментальные работы по восстановлению уникальной технологии, которая на сегодняшний день поясностью забыта. В дальнейшем эта технология должна стать базой для нового фармацеф-тического предприятия.
О том, насколько важно развивать и поддерживать отечественную фармацевтическую промышленность в условиях засилья зарубежных компаний, думаю, даже говорить излишне.
История планомерного уничтожения завода «Биостимулятор» и его многократного возрождения напоминает мне прорастание молодых побегов на могучем дереве, у которого то и дело срезают все ветви. Как-никак Украина всегда считалась страной фармацевтов. Ведь здесь в свое время был сосредоточен научный потенциал фармацевтической промышленности всего Советского Союза. Впрочем, при желании можно уничтожить все что угодно...
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.036Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |