![]() |
|
![]() |
![]() |
Прошедший год, несмотря на экономический кризис в стране, Одесса прожила без потрясений. Более того, системные реформы, проведенные в финансовом секторе, позволили не только усилить социальную поддержку горожан, но и направить денежные средства на решение стратегических для городской громады задач. Станет ли нынешний год продолжением этой успешной стратегии? Об этом — наша беседа с директором департамента финансов Одесского городского совета Светланой БЕДРЕГОЙ.
- Светлана Николаевна, как вы оцениваете нынешнюю финансовую ситуацию в городе по итогам выполнения бюджета Одессы в 2015 году?
- Выверенная многолетней практикой формула «от сильных местных бюджетов — к богатому государству» приобрела реальные очертания после реформирования бюджетной системы и формирования современной активной бюджетной политики в Украине. Отдельно следует отметить то, что руководством нашего города, исполнительными органами Одесского городского совета на протяжении 2015 года принимались необходимые меры по увеличению поступлений доходов в бюджет Одессы, прежде всего по тем, администрирование которых непосредственно зависит от исполнительной власти. С учетом всех межбюджетных трансфертов и собственных средств от бюджетных учреждений в городскую казну поступило 5 миллиардов 683 миллиона 100 тысяч гривень. Это 108% к уточненным годовым плановым показателям 2015 года. Особо отмечу: по всем источникам общего фонда бюджета города Одессы выполнены годовые плановые показатели. В сравнении с 2014 годом поступления в общий фонд бюджета города Одессы без учета межбюджетных трансфертов в 2015 году увеличились на 921,1 миллиона гривень. Рост составил 48,8%. Таким образом, финансовую ситуацию в городе можно охарактеризовать как стабильную и прогнозируемую.
- Не только финансисты, но и местные громады рассчитывали на результативность децентрализации. Что она дала нашему городу и как отразилась на наполняемости местного бюджета?
- Были проведены глубокие исследования по данному вопросу и предложена комплексная стратегия децентрализации с созданием новой модели построения финансового обеспечения местных бюджетов и межбюджетных отношений. Главными задачами новой модели стало обеспечение автономии и финансовой самостоятельности местных бюджетов. Первые результаты реформ мы оценили еще по итогам первого квартала прошлого года, а в целом по его итогам видим значительные плюсы ресурсного обеспечения местных бюджетов, в том числе и бюджета города Одессы. Если анализировать по цифрам, то в целом в Украине поступления в местные бюджеты выросли более чем на 40%, а по нашему городу доходы возросли на 48,8%. Это позволило увеличить годовой объем общего и специального фондов бюджета города на 573,3 миллиона гривень, в том числе: на 558,3 миллиона гривень — по общему фонду и на 15 миллионов гривень — по бюджету развития. За последние пять лет это первое увеличение объема бюджета города. В сравнении с 2014 годом объем финансового ресурса городского бюджета с учетом собственных поступлений увеличился на 2 миллиарда 169 миллионов 600 тысяч гривень. При этом напомню о том, что когда утверждался бюджет города Одессы на 2015 год, расчетная сумма роста финансового ресурса планировалась на
1 миллиард 129 миллионов 600 тысяч гривень. Таким образом, фактически дополнительный финансовый ресурс по итогам 2015 года увеличился почти в два раза от запланированной суммы.
- Бюджет города Одессы на 2016 год принимался тогда, когда еще не был утвержден главный финансовый документ страны. Сейчас все параметры госбюджета известны. На какие трансферты может рассчитывать город?
- Законом Украины «О Государственном бюджете на 2016 год» утверждены объемы межбюджетных трансфертов. Что касается Одессы, то реверсная дотация составила 132 миллиона 213,7 тысячи гривень, медицинская субвенция — 668 миллионов 007,6 тысячи гривень, образовательная субвенция — 756 миллионов 164,1 тысячи гривень. Кроме того, утверждены межбюджетные трансферты на оплату льгот и субсидий населению, предоставление помощи семьям с детьми для областных бюджетов. В настоящее время Одесским областным советом уже распределены средства субвенций между городами и районами Одесской области. Отмечу, что в бюджет города Одессы на 2016 год внесены все изменения, связанные с финансированием расходов за счет межбюджетных трансфертов из государственного и областного бюджетов. Существенным моментом является то, что в Законе «О Государственном бюджете Украины на 2016 год» определено, что с 1 января 2016 года переданы на финансирование местным бюджетам расходы на подготовку рабочих кадров в профессионально-технических учебных заведениях. Всего из бюджета города в этом году будет финансироваться 13 профессионально-технических учебных заведений с ориентировочным объемом расходов общего фонда бюджета 110 миллионов гривень.
- Социальная направленность одесского бюджета — его непременная составляющая в последние годы. В этом году утверждена одна большая городская социальная программа. Насколько возрос финансовый ресурс в сравнении с 2015 годом?
- Социальная защита была и остается одним из приоритетных направлений работы городской власти. Для обеспечения достойного уровня жизни одесситов в 2015 году успешно реализовывались в нашем городе две комплексные программы: по социальной защите малоимущих граждан и ветеранов войны, на что из городского бюджета было выделено 127,9 миллиона гривень. В сравнении с 2014 годом финансирование социальной защиты горожан увеличилось в 2,1 раза, или в абсолютных цифрах — на 67,3 миллиона гривень. В 2016 году на социальную защиту горожан будет направлено 161,6 миллиона гривень. Рост в сравнении с прошлым годом составит 16,1%, или в абсолютных цифрах — на 22,4 миллиона гривень.
- Какие направления социальной защиты будут приоритетными? Возрастет ли их финансирование?
- Принимая во внимание социально-экономическую ситуацию, еще в прошлом году Одесский городской совет ввел новые направления социальной защиты населения. Будут они действовать и в 2016 году. Неработающим пенсионерам, получающим пенсию в размере до 1500 гривень, выделена ежеквартальная помощь в размере 100 гривень на хлебобулочные изделия. На это из бюджета города будет направлено 31 миллион гривень. Семьи, которые обратились за назначением субсидии в размере не менее 200 гривень, получат ежемесячную адресную дотацию для расчетов за отопление. На отопительный сезон (январь-март 2016 г.) из городского бюджета на эти цели выделят 30 миллионов гривень. Город не остается в стороне от помощи ветеранам войны, семьям погибших (умерших) воинов и детям войны. Причем, мы оказываем помощь как ветеранам Второй мировой войны, так и воинам, которые принимают участие в военных действиях на востоке Украины. Так, в этом году будет впервые выплачиваться ежемесячная надбавка инвалидам войны на сумму 400 гривень. Более 93 тысяч ветеранов, инвалидов, участников боевых действий, а также дети войны получат одноразовую помощь ко Дню Победы, на что в бюджете города предусмотрено 21,7 миллиона гривень. Программой предусмотрено также проведение ремонтов в квартирах одесситов — ветеранов войны.
- В прошлом году открывались новые детские сады, ремонтировались школы, городские дороги, реконструировались больницы. Для Одессы это уже стало привычным, даже с учетом нынешних реалий. Для того, чтобы город, пусть и понемногу, развивался, нужен хороший бюджет развития. Как он будет формироваться в 2016 году?
- Бюджет развития, который входит в структуру специального фонда бюджета города Одессы на 2016 год, рассчитан в сумме 76,6 миллиона гривень. Однако для обеспечения финансирования капитальных расходов в бюджете города предусмотрена передача средств из общего фонда в специальный фонд (бюджет развития) в сумме 737,5 миллиона гривень. Из них дорожный фонд составит 274,8 миллиона гривень. На сумму передачи средств по общему фонду бюджета определен профицит бюджета, а по специальному фонду — дефицит бюджета. С учетом этого бюджет развития составит 814,1 миллиона гривень, или он будет в 1,7 раза больше от аналогичного показателя прошлого года. Кроме того, хочу напомнить, что в бюджете города Одессы 2015 года впервые был создан полноценный дорожный фонд Одесского городского совета, который наполняется реальными поступлениями: от акцизного налога с реализации субъектами хозяйствования розничной торговли подакцизных товаров и транспортного налога. Согласно прогнозным данным, поступления от акцизного налога в 2016 году составят более 252 миллионов гривень, транспортного налога — 22 миллиона гривень. Аналогично в бюджете 2016 года предлагается создание дорожного фонда в сумме 274,8 миллиона гривень. Это в 1,8 раза больше аналогичного показателя 2015 года. Средства фонда направляются на финансирование строительства, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения, улиц и дорог в населенных пунктах, относящихся к коммунальной собственности, а также на нужды дорожного хозяйства.
- Запланировано ли в бюджете города выделить дополнительные средства на субсидирование горожан с целью погашения ими прежних долгов за жилищно-коммунальные услуги?
- Для предоставления помощи на погашение задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, льгот инвалидам первой и второй групп по зрению, а также помощи на оплату за отопление в бюджете предусмотрено 33,2 миллиона гривень. При необходимости городским советом будет рассмотрен вопрос по продолжению предоставления этого вида помощи в последующие периоды.
- На чем сэкономит бюджет города Одессы в 2016 году?
- Ранее планировалась в 2016 году экономия за счет ограничений необязательных и поощрительных выплат чиновникам, изменения расходов на оплату труда в связи с уменьшением до 22% ставки единого социального взноса. Однако нужно отметить, что одновременно с этим постоянно подвергаются изменениям и полномочия органов местного самоуправления, расширяется объем функций соответствующих исполнительных органов городского совета. Так, в этом году начинает полноценную работу созданная в 2015 году инспекция государственного архитектурно-строительного контроля Одесского городского совета. Эта инспекция была создана в связи с изменениями в законодательстве, регулирующем архитектурную и строительную деятельность в Украине. Кроме того, на протяжении последних месяцев после начала отопительного сезона постоянно растет поток горожан, обращающихся за оформлением субсидий для оплаты жилищно-коммунальных услуг, что в свою очередь повысило нагрузку на органы социальной защиты населения и потребовало соответствующего увеличения численности работников. В 2016 году местным органам власти передаются полномочия в сфере государственной регистрации, что, соответственно, также повлечет необходимость создания подразделений, оказывающих подобные функции. Мы стоим на позиции максимально эффективной траты каждой бюджетной гривни. Это и обеспечит состоятельность бюджета города Одессы.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.174Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |