![]() |
|
![]() |
![]() |
На первом в этом году заседании градостроительного совета были рассмотрены два детальных плана территорий (ДПТ), которые разработаны на основании решений Одесского горсовета, в соответствии с Генеральным планом города, принятым в марте прошлого года. Рассматриваемые проекты охватывают кварталы, расположенные в границах исторического ареала «Исторический центр».
Вопрос о перспективах живописной, но слегка заброшенной территории, которую не раз использовал в качестве натуры отечественный кинематограф, члены градсовета рассмотрели первым. Речь шла о почти шестнадцати гектарах в границах улиц Софиевской, Торговой, Приморской и спуска Маринеско. Как было заявлено проектантами КП «Одеспроект», этот ДПТ не был строго направлен на поиск новых точек для какого-либо строительства, хотя оно предполагается. Главная задача заключалась, прежде всего, в разработке двухэтапной реконструкции территории на период до 2031 года — санации кварталов и благоустройстве склона между улицами Софиевской и Приморской.
Сейчас в границах рассматриваемых улиц, говоря языком архитекторов, располагается смешанная застройка в сочетании с объектами жилого и общественного назначения средней и малой этажности, ряд учебных и административных зданий. Находятся тут и объекты коммунально-складских предприятий, к примеру, бывшего судоремонтного завода «Украина» и ювелирной фабрики ЗАО «Аурум». Вот их-то и планируют использовать как новые стройплощадки. На улице Софиевской, 1, на месте малозначимых хозпостроек в районе бывшего СРЗ, в двух шагах от Художественного музея — дворца графа Потоцкого, должна появиться новая автозаправка. На территории «ювелирки» на улице Софиевской, 7 возведут социальный объект — детское дошкольное учреждение на 75 мест. При этом главное здание фабрики — памятник истории и архитектуры — безусловно, будет не только сохранено, но и отреставрировано. Стоит отметить, что реабилитация и ревалоризация еще более дюжины объектов культурного наследия национального и местного значения, расположенных в этих кварталах, будут проведены в соответствии с требованиями законодательства «Об охране культурного наследия». Скорее всего, этим инвестор проекта ООО «Кипр-Инвест» займется во время второго этапа реконструкции — после 2022 года. Запланировано строительство еще одного объекта — выставочного центра с подземным паркингом со стороны улицы Приморской. Как пообещали проектанты, новая застройка не превысит пяти этажей.
Что касается непосредственно склона, с которого открывается великолепный вид на одесскую гавань, то его планируют расчистить от сухостоя, ветхих и дисгармонирующих строений, дополнительно озеленить, соединить с бульваром Жванецкого — в общем, сделать полноценной зоной отдыха. Не забыли авторы проекта о реконструкции проезжей части. На трех улицах планируется ее расширение — на Софиевской ее предлагают увеличить до 12,5 м (четыре полосы), на Приморской — до 14 м (четыре полосы), спуске Маринеско — до 10,5 м (три полосы).
После бурных обсуждений по поводу общей концепции проекта и целесообразности строительства АЗС в столь живописном месте, согласованного, кстати, с Министерством культуры Украины, он был одобрен большинством и предложен к дальнейшей разработке.
Следующим вопросом градсовета стало обсуждение проекта ДПТ в границах улиц Пантелеймоновской, Екатерининской, Малой Арнаутской и Александровского проспекта. Эти кварталы, разделенные печально известной улицей Куйбышева, согласно Генеральному плану Одессы расположены в зоне так называемой перспективной реконструкции, предполагающей размещение объектов жилой и общественной застройки. Проектом ДПТ, инвестором которого является ЗАО «ФК «Черноморец», предлагается возвести одно-, двухэтажный торговый ряд-пассаж на площади 10 тысяч кв. м. Авторы проекта из КП «Одеспроект» отмечают, что его стилистика и характер периметральной застройки квартала повторит традиционный тип торговых зданий, которые были характерны для архитектуры Одессы ХIХ века.
Строительство крытой галереи планируется на месте разрушенных зданий по улице Пантелеймоновской, в частности, домов №№ 82 и 84, являющихся, или правильнее сказать, являвшихся памятниками архитектуры. Как утверждают архитекторы проекта, в результате хозяйственной деятельности, состояния грунта и антропогенной нагрузки эти здания-памятники утратили аутентичность и находятся в ветхом и аварийном состоянии с высокой степенью износа, восстановить их реставрационными методами невозможно. По сути же, территория «через дорогу» от Привоза уже давно превратилась в графские развалины, свалку и место для бомжей и грызунов.
Помимо строительства торгового пассажа, предусматривается благоустройство прилегающей территории, ее озеленение. Проблему парковок намерены решить за счет организации парковочных карманов на 110 машино-мест вокруг пассажа и строительства под ним паркинга на 200 машино-мест. Исполняющий обязанности директора КП «Одестранспарксервис» Сергей Дубенко заявил, что такая организация новых паркомест не решит проблему движения в центре Одессы, у Привоза, наоборот, — усугубит ее. Некоторые архитекторы напомнили, что на Привозе уже есть подземный паркинг, который практически пустует: горожане и приезжие по-прежнему предпочитают парковать свои машины на проезжей части, перекрывая проезд не только автомобилям, но и трамваям основных городских маршрутов. Так что вопрос, по их мнению, не в отсутствии парковочных мест, а в цивилизованности автовладельцев и их готовности платить за стоянку в предусмотренных для этого местах.
В итоге, с учетом высказанных рекомендаций и замечаний, этот проект ДПТ почти единогласно был одобрен градсоветом, рекомендован к дальнейшим общественным обсуждениям и последующему утверждению.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |