Почти ежедневно нам приходится попадать в различные ситуации, когда сталкиваемся с грубостью или даже откровенным хамством. Чаще всего это происходит в общественном транспорте (особенно славятся маршрутные такси). Что касается сферы торговли, тут грубости среди продавцов и кассиров стало значительно меньше. В условиях жесткой конкуренции, когда предложение явно опережает спрос, когда покупательская способность населения становится все ниже и ниже, вежливость и «забота о клиенте» для продавца – залог кассового успеха. Но смотря для какого продавца. Если он, например, монополист и его товар – живительная влага, тепло или свет, принципы общения с потребителями остаются в «лучших» традициях советских времен.
Не так давно пришлось побывать в расчетном отделе «Инфоксводоканала» на улице Мельницкой. Зайдя в открытую настежь дверь одного из кабинетов, где находились две сотрудницы филиала, вместо ответа на приветствие, услышала командное: «Выйдите!». Через минуту, уже когда стояла в коридоре, до меня донеслась очередная команда: «Зайдите!». На этом серьезное должностное лицо не перестало демонстрировать мне свой культурный уровень. На попытку присесть на стул, стоявший у стола, она строго произнесла: «Не садитесь. Это место для сотрудников». Другого стула (для посетителей) в пределах ее кабинета, как, впрочем, и в коридоре, я не увидела. Что окончательно «умилило», так это ее ответ на мой вопрос: «Простите, как Ваши имя и отчество?» – «На двери написано…».
После этого я поняла, что продолжать общение с человеком, который, судя по ответу, возможно, даже не помнит своего отчества, отсылая людей прочесть его «на двери», абсолютно бессмысленно, и, попрощавшись, ушла.
Поступающие в редакцию звонки и письма говорят о том, что сотрудница, с которой мне довелось пообщаться, в своем роде далеко не уникальна.
«Почему с меня требуют такой огромный пакет документов для заключения договора? Я всего лишь покупаю у них воду. А взамен должен отдать правоустанавливающие документы на квартиру и кучу всего прочего. И это ведь даже не государственная организация теперь, а частная. Откуда я знаю, зачем им нужны мои копии договора о купле и продаже квартиры, техпаспорт, идентификационный код? Собирают информацию о том, у кого потом что можно «отжать»? Когда я категорически отказался дать им документы на квартиру, сотрудница вдруг стала разговаривать со мной чуть ли не как с преступником»… Это строки из письма жителя Суворовского района г. Одессы Анатолия Чупраги.
Пакет документов, который требуют от потребителей электроэнергии, тепла или воды соответствующие организации, – тема отдельная и не новая. Но сейчас говорим о хамстве, хотя, как видно из письма, все взаимосвязано.
Не думаю, что руководители соответствующих компаний специально обучают своих сотрудников говорить с людьми в грубой, хамоватой манере. Возможно, просто некоторые из их работников, возомнив себя чуть ли не вершителями чужих судеб, ведут себя таким образом. Помните фразу управдомши в адрес жильцов из старой доброй комедии «Бриллиантовая рука»: «А если не будут брать, отключим газ»?
Выходит, что меняются времена, меняются поколения, но психология и нравы «управдомш» остаются неизменными? Или проблема все-таки в монополии, порождающей хамство?
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |